Вовин отчет о Непале:
Вот, непальское путешествие позади, а дальше предстоит разгрести тьму фотографий, отстирать кучу шмоток, пробежаться по друзьям с мешком сувениров и кратким рассказом о увиденном… Постараюсь как можно короче скомпилировать свои впечатления, не вдаваясь в подробности каждого дня! На треке при общении с разношерстными иностранными туристами, часто приходилось отвечать на вопрос: «Why you choose Nepal?». Пожалуй основными мотивами были
1) желание освоить новый вид туризма «треккинг» - пеший поход горными тропами, не требующий мега подготовки и специальной экипировки, но позволяющий насладиться обалденными пейзажами;
2) пожалуй первая попытка полностью самостоятельно организоваться для вылазки в зарубежных условиях (до этого опыт походов был только по России)
3) популярность и проработанность выбранного региона (окрестности горы Аннапурна). Идти по чужим следам всегда проще, не так давно родственники вернулись оттуда;
4) ну и, наверное, необычность этого уголка Азии со своей специфичной культурой, тибетской мифологией, населением, природой и прочим колоритом.
Подготовкой занялись задолго и основательно, за несколько месяцев приобрели билеты, закупили инвентарь, пытались организовать небольшие однодневные пешие маршруты и даже лестничные марафоны с рюкзаком…
Перелет и треккинг пришлись как раз на недолгий трехнедельный отпуск 18 сентября по 08 октября.
Позже осознали, что с сезоном промахнулись где-то на 1 месяц, так как дождливый муссон упорно сопровождал нас почти все время…
В целях экономии билеты взяли по акции получилось Москва-Дубай-Дели-Катманду двумя линиями Эмирэйтс и АирИндия. К первым претензий вообщем-то никаких не было – очень приятный перелет, с ненапряжным трансфером. А вот индусы порядком помотали нам нервы особенно на обратной дороге.
В индийском самолете в руки попадается газета с тревожным заголовком: меньше чем за день, в регионе Непала, Тайланда прошло сильное землетрясение (6,5 баллов), есть много погибших… Приключения начинаются!
Столица Катманду (далее – КТМ) поражает обилием запахов… Начиная от приторных восточных специй и благовоний, сильной загазованности столицы и заканчивая запахом «священных» помоев, особенно в районе реки, местного подобия Ганга, куда в лучших индийских традициях отправляют в последнее плавание недогоревших родственников.
Ну, транспорт и дорожное движение Непала заслуживает отдельного отчета. В столице главным образом доминируют мотоциклы и мопеды. На втором месте вездесущие таксисты (видимо, самая популярная профессия в Гималаях), авто индийского производства «Tata», отдаленно напоминают нашу «Оку». Внутри и снаружи украшают, чем попало, начиная от статуэток, Гамешей, Шив, яркими мазками краски, свастикой, просто ленточками, этакие вот новогодние елки на колесах получаются. За городом появляются громоздкие автобусы и грузовики с соответствующей раскраской, напомининают легендарную индийскую машину смерти «Джигирнаут». Тем, кто хочет сэкономить за счет поездки на длинных маршрутах на местном localbusза компанию с аборигенами, рекомендую трижды подумать.
Кстати, передвижение на крыше не просто норма в Непале. Как шутят местные и туристы, в случае падения в пропасть будет шанс соскочить и выжить))
Движение левосторонее, наличие ПДД не ощущается. Поворотники и здравый смысл непальцам заменяют сигнал авто. Так что общую шумовую картину КТМ с 10-00 до 18-00 дополняет не утихающее гудение транспорта. Привыкаешь где-то за сутки. Надо отметить, что при этом хаосе, в этом человеческом муравейнике присутствует и определенная гармония. Гудят не со злости, а чтобы обратить внимание, никто почти не орет, как в московских пробках, и самое удивительное, как мне показалось, наблюдается низкая аварийность. Серьезных последствий аварий зафиксировали 2-3 за все время в Непале… Может пацифичное буддистское воспитание сказывается?
А вот и знаменитых велорикш получилось увидеть только в центре Тамеля. Стремный транспорт на первый взгляд выглядит как символ колониального прошлого… Желания прокатится не возникало, ни- сколько…
Зато освоившись уже в более спокойной Похаре, взяли прокатный мотопед примерно 16$ в день + бензин… Тянул на удивление неплохо и даже в крутую горку с двумя людьми (обший вес >150 кг)
Очень удобно охватить все достопримечательности (ступы, парки, пещеры, музеи), не привязываясь при этом к таксистам. Правостороннее движение сильно не смущает. Ориентировались в городах исключительно по GPS . Еще немаловажная особенность застройки городов, что адресов там почти нету… Есть город /район / номер box(коробки?). Застройка КТМ и в частности его сердца –трущоб Тамеля - напоминает то ли опять муравейник, то ли 3D тетрис запущенного уровня. Таксист может максимум сориентировать по известному памятнику или храму. Так что GPS, пожалуй, будет для вас единственной «нитью Ариадны» в этом лабиринте хоть на транспорте, хоть пешим.
Так вот первый день. Немного поплутав , таксист везет нас прямиком в Тамель. Первый раз гестхаус бронировали по интернету (переплатили 4$, зря он того не стоил). В дороге постепенно улетучивается надежда, что трущобы закончатся и начнется цивильный райончик, ну или хотя бы эконом класс для европейцев.
Единственная радость ВаФай почти в каждом углу, в том числе и у нас на балконе. Культурный шок отпускает ближе к вечеру, но хочется скорей-скорей в горы! Слабонервным лучше скорее выбираться в туристически-хипповую Похару, ну, или сразу на трек, как сделали мы…
Про санитарию и питание.
Если вы когда-нибудь фанатели от серии комьютерных игр Follaut или хотя бы любите фильмы в стиле постапокалипсиса, обязательно посетите КТМ, почувствуете на себе всю атмосферу в лучших традициях…
Вода употребляется исключительно из безопасных источников. Самый дешевый батл (1л.) удалось сторговать за 15 Рупий где-то ~7 руб. Максималка доходит на высоте в горах до 200 рупий за батл. Из какой воды делают пиво, точно неизвестно, историй с отравлениями тьма. Причем это не пустые легенды, придуманные, чтоб растрясти деньги из чистоплотных европейцев, местные так же брезгуют непроверенной водой. Впрочем, цены у них другие, на треке есть «Вотерсейф» - станции, , где вас за символичную плату, подзаправят ценным ресурсом.
Душ будет встречаться на протяжении маршрута. Только вот обещанный хозяевами HotShower не всегда будет таким. Заметили тенденцию в районе Аннапурны. На Востоке в более недоступных деревнях преобладает нагрев воды от солнечных батарей, на западе электро и газовые нагреватели встречаются гораздо чаще. С электричеством более-менее обещали кучу плановых и внеплановых отключений. Нам отключали один раз в Бесисахаре, но у хозяина гестхауса был похоже автономный генератор, даже ужин не отменил.
В интернете и среди туристов бродит уйма достоверных рассказов про экзотические болезни, местных паразитов, жесткие отравления с клиническим результатом. Ну, первое отношение и чувствительность к местным «проказам» - это сугубо индивидуальная вещь, где скажется ряд субъективных факторов. Во-вторых, соблюдение ряда правил гигиены и контроля поможет минимизировать опасность.
В наш план профилактики входило:
- регулярный прием витаминов (комплекс за полмесяца, на маршруте в основном лошадиная доза аскорбинок)
- протирание рук антисептиком, спиртовым раствором перед каждым контактом с пищей, а также после контакта с особо грязными купюрами
- ежедневный душ, чистка зубов только безопасной водой.
Хотя аптечка с медиками была всегда под рукой (туго набитая, по размерам с приличный кирпич). Часто пригождались только пластырь, зеленка, эластичный бинт.
Самый неприятное создание, которое видели в джунглях – сухопутная пиявка, впрочем, как говорят, абсолютно безопасная…
Кормят в Непале очень даже неплохо. В основном преобладает, конечно, же рис и его производные. На любителя, мне понравилось. Особая строка меню- различные вареники «Момо». Легендарный «Далбат» нажористо, конечно, но мне показалось, слишком пресно как-то. Рис с куриной похлебкой намного сытней. Супы в основном желатиновые, но после многочасового трекка, уставшему и промокшему кажутся весьма аппетитными. В деревнях хлеб, а точнее местный лаваш-чабату надо заказывать отдельно, при чем приготовить ее могут уже после того как доедите «первое». Ну и, для заскучавших по фастфудам есть местные пицци, сэндвичи и даже паста. И главное обязательно перед каждым заказом не забыть сказать волшебное слово «Withoutspices», иначе пожар во рту уймется не скоро.
Про «табу на мясные продукты» забили почти в первый день… Позже начали потихоньку дегустировать молоко и яйца, изначально занесенные в черный список, как потенциально богатые на заразу.
Местный локал wineи локал beer – редкая гадость, как и говорят в ряде отчетов. Согласен , подтверждаю! Впрочем, местная рисовая самогонка по запаху вызвала интересные ассоциации с рисовой брагой, у меня бабушка раньше аналогичную готовила, но дома как-то приемлемей. В общем если кто не видит свое путешествие без «зеленого змея» лучше закупитесь заранее в Детифри хорошего рому, а Колу на треке найдете в любом углу))
В каких условиях готовят всю эту пищу лучше не знать. По крайне мере точно зафиксировали, что грязные тарелки домывать помогают дворовые собаки.
В прочем знаменитое правило: «налет цивилизации слетает за 7 дней» - не подкачало и на этот раз!
Такой вот шведский стол, абсолютно не поморщившись, отведали на каком-то автобусном перевалочном пункте, вроде до сих пор живы-здоровы!
Про местное население и отношение к туристам. Местные жители создают в целом очень приятное ощущение. Доброжелательны, гостепримны, приветливы («Намасте» приходится говорить раз по 100 в день каждому третьему встречному).
Многие, видя туриста, весьма рады откликнуться и помочь, пускай и не всегда бескорыстно, о чем говорит обилие таксистов, гидов, портеров, что понятно с их финансовым состоянием. Сложно сказать, как выглядел Непал в годы королевской власти, современный республиканский Непал имеет достаточно обветшалый вид. Большинство населения на пороге нищенства, у власти пролоббированные Китаем социалисты, единственная перспектива и неисчерпаемое богатство – пики Гималаев, которые, наверно, никогда не перестанут манить путешественников со всего света. На общем фоне очень удивляют аккуратные школьники в белых рубашках и галстуках, двигающиеся по скалам в школу, расстояние между деревнями совсем не маленькое.Образование, как поняли, у местных в основном 10 классов. Встречаются колледжи и институты, но позволить их себе могут далеко не все. При всем же надо отметить хорошее знание инглиша, особенно у молодого поколения.
При этом нельзя сказать, что в стране высокий уровень преступности. По крайне мере на иностранных граждан сильно не распространяется разбой и прочие угрозы. Кажется, что непальцы с истинно будисткой безмятежностью принимают свое сегодняшнее положение…Деревенские жители кажутся гораздо порядочнее, добрее и менее меркентальными, чем горожане. Стоит отметить большую трудолюбивость и неутомляемость Непальцев.
Большую мировую славу заслужили непальские воины-Гуркхи, с 19 века служившие британской короне в колониальных войнах, не потерявшие свое место в строю по сегодняшний день.
1857 г.
Не знающие усталости, бесстрашные перед смертью, преданные нанимателю, – чем не идеальные солдаты? В Похаре были в Музее воинской славы гуркхов, действительно внушает уважение.
Вот справка по гуркхам с Википедии: «В британской бригаде гуркхов сейчас около 3500 человек. Они расквартированы в местечке Черч Крукхэм в графстве
В том же музее приобрекли три знаменитых ножа Кухри. Очень интересная вариация холодного клинка, с многофункциональным назначением. Удобен в основном для рубящих ударов. Возле основания клинка имеется дол, именуемый «мечом Шивы». В комлекте идут также два мини ножика бытового назначения. Оружие носит символическое и мистическое значение. Изображение клинка в Непале встречается не реже их государственного ромбического флага. Отдаленно напоминает отечественный НДК-17.
Безусловно, самая интересная часть путешествия начинается там, куда сегодня еше не проходят автобусы и джипы – в окрестностях горной цепи Аннапурны. Впрочем там, где не ходит транспорт, успешно курсируют нагруженные ослики и неутомимые носильщики с грузом, в 3 раза превышающимих собственный вес.
Все-таки грех нам в России жаловаться на плохие дороги, у нас если уж слетишь с колеи, то падать не так высоко.
Места при всем же сложно назвать дикими и безлюдными. На протяжении всей системы треков Аннапурны через каждые 5 км раскиданы деревеньки, и в каждой можно найти от 3 до более 10 гестхаусов с вкусной едой. В сезон всю дорогу вам будут попадться люди, наверное, из всех стран мира.
Есть даже полицейские станции, где слуги закона неизвестно с какой целью выписывают и регистрируют твой пермит и тимс (документы на прибывание в национальном парке). Хотя в случае твоего невозвращения искать в горах кинутся вряд ли…
Как уже отмечал, с сезоном нам не сильно повезло. Так что солнечных деньков выдавалось не так уж и много, хотя даже тогда успели неплохо сгореть. Начало маршрута отмечается джунглями и водопадами, но с набором высоты погода суровеет, за неделю вполне реально сменить по 4 климатических зоны.
В первые дни впечатляют водопады и подвесные мостики. Тропа идет очень узко. Вставать на трек лучше всего по световому дню это в 6-6:30, иначе рискуете по полчаса смотреть на перегруженного осла, занявшего всю тропу))
Рисовые плантации расположены практически на любом клочке земли, даже на склонах под 45 градусов. Опять же стоит отметить трудолюбие и любовь к земле местных непростых условиях себе еду. Как удается расположить рисовую грядку (небольшое болотце) на склоне более 45 градусов?
Кто был в м. Комсомольская в час пик тот поймет…
В районе Пунхила, стад очень много. Различаются отары исключительно по цветным точкам на рогах.Священных коров не так уж и много, больше огромных буйволов. Ну, а знаменитых гималайских яков видели исключительно на вывесках и футболках.
молельные барабаны с будисткими мантрами. Как нам объяснил парень-портер, количество оборотов повысит карму и goodluck. Самое необычное интересное изобретение похожей тематики, увиденное нами, вариация водяной мельницы с встроенным барабаном с письменами.
точка Пунхил (3200) обзорная площадка в окрестностях горы Горепани. Попали туда на второй части трека. Находится над деревенькой Горепани. Подъем до вышки занимал около 40-50 минут. Две попытки штурмовать вершину , закончились «путешествием в облака». За то впечатлил второй ночной подъем. В 5 утра с фонариком, не позавтракав успели к самому рассвету, но так и не смогли увидеть всю цепочку. Странно так это было уже 2-3 октября. Осенний муссон в регионе задержался конкретно… Кроме нас посмотреть утрение горы на площадку вышло не менее 50 человек. Большей частью японцы с камерами-телескопами «а-ля пулемет Максим» и европейские студенты
На Пунхиле отметились по своему. Теперь эта самая георгиевская ленточка будет развеваться в компании будистских флажков.
Иногда бывали пейзажи чисто в Рериховском стиле…
Очень любят селится в таких вот скворечниках над пропастью. В синей части находится действующая кухня. Кстати , очень уютный и бюджетный гестхаус «Гималаи супер вью». Комната с видом на пропасть около 100 рупий. Тут же встретили настоящий теплый душ с электронагревателем, такое тут тоже бывает.
Из-за скверной погода, а также ограниченности в сроках перевал Торонг-Ла (5400) – контрольную точку нашего первого трека так и не достигли. Развернулись в деревне Чаме.Второй трек спланировали основательней. На портере решили так же сэкономить. Таким образом, отсортировали 40% вещей и сдали на хранение в отеле Gorkhalihotel. В итоге почти не надрываясь пробежали за 4 дня. В районе д. Гандрук реальные джунгли. С трудом успеваем остаться сухими в непрекращающихся тропических ливнях. В Тодопани приходится делать техническую остановку, из-за мощного ливня. Скопление народу как на вавилонской башне, на одной кухне можно разом встретить представителей более десятка стран. Весьма устав преодолевать языковой барьер в общении с англоязычными треккерами, были крайне приятно удивлены услышав родную речь. Подружились с киевлянами Андреем и Татьяной.
Позже в завершение отдыха встретились с ними в КТМ в отеле BlueHorizonи здорово провели последний вечер отдыха.
В предпоследний день трека запомнилась д. Гандрук, по размерам районный центр
Тормозим на небольшой но аппетитный ланч. Если бы не время, было бы здорово остановиться даже и на дневку, весьма живописное место. Кроме того, деревня стоит на перекрестке. Тропа к термальным источниками, трек к Горепани (откуда пришли мы) , домой к Наяпул (около 6 часов до автодороги), и АВС (одна из популярнейших площадок с видом на сердце Аннапурны. Трезво взвесив свои силы и сроки понимаем, что маршбросок до АВС и обратно займет еще минимум 3-4 дня, что чревато для отъезда. В итоге оставляем идею и в тот же день возвращаемся в Наяпул.
В Похаре добиваем оставшиеся 3-4 дня до отлета. Что бы понять, что за атмосфера в этом втором позначению в Непале городе, нужно окунуться в историю последних лет 50 города.После середины 20 века в город проводят автомобильную дорогу, город быстро зарабатывает репутацию мировой Меккой хиппи. Оставшиеся «Дети солнца» и сейчас попадаются в Похаре.В целом город популярен как у любителей экстремального, так и культурного отдыха. Заселиться вам придется в районе озера Фева, местно торговой и культурной магистрали. Выбор мест крайне большой. Первый раз, надо признать, мы промахнулись, решив расслабиться после похода в GorkhaliHotel– где за 700 рупий в сутки получаешь дешевый закос под ,наверно, двух звездочный отель, где по вечерам собирается куча индусов. Да, белье чище, чем на на треке, есть Лаундрай Сервис (стирка), ВайФай… но в Непал-то едут не за этим!Вообщем со второго захода попадаем в семейный гестхаус BisheLodge(Восточная сторона Лейксайда, напротив бара Freedom).
Очень располагающая и доброжелательная атмосфера, хозяйка быстро проводит и показывает комнату (300 руп/сут), с душем. По пути обращаем внимание на интересный обряд-примету, перед гостем постоянно проводят чистым веником. Ну что: отличный вид на озеро, еда недорогая, подают хоть в уютном бунгало, хоть на крыше. Не удалось поймать обещанный ВайФай cбалкона, но проблема в Похаре решаемая, он есть в каждом втором кафе. Еще большой плюс, что хозяйка по совместительству содержит еще и туристическую контору, так что проблем с культурной программой, билетами без лишней наценки точно не возникнет. В общем 5 из 5 баллов, рекомендую для визита!
На сафари в парк Читван или экскурсию в Лумбини (место рождения Будды) не осталось средств и времени. Поэтому изколесили вдоль и поперек всю Похару, кстати, мото отлично выручило в плане перемещения по точкам города! Вот места Похары, обязательные к просмотру:
город отлично рассматривается с двух холмов по берегам озера
Площадка возле World Peace Stuppa
И Саранкот, про который я уже упомянал. Ехать лучше с утра, назад с горки можно и прогуляться 1,5-2 часа и ты у озера. Дорога приятная. Правда хорошо иметь с собой кучу конфет, могут пристать дети).
- про мемориальный музей солдат-гуркхов я уже писал выше, кому интерсна военная тематика, загляните.
Из уймы индуистских святилищ стоит посмотреть Темпл Варахи. Находится посреди озера Фева, вполне можно совместить с лодочной прогулкой. Главное не сгореть под палящим солнцем , весло на лодке не сильно отличается от доски, так что грести придется долго и упорно. С местом связана забавная легенда: в оз. Фева обитал Дракон. После смерти окамел и оброс ракушками, на его хребте и построили храм, отсюда второе название острова - «драконий».
Храмовые пещеры не впечатляют. Да и в принципе стометровые туннели после каменных лабиринтов Алтая, пещерами назвать сложно. За то пещера с храмом Гуптешвар сквозная и выбираешься в необычном месте «Девилс Фолл»
поток реки, уходящий вретикально вниз в яму глубиной около 100 м. Такой вот бурлящий водопад-воронка.
А это еще одно развлечение Похары, которое так и не вышло попробвать в этот раз, – «Параглидинг». Разноцветные купола болтаются над вершиной саганрота с 10 до 16. Удовольствие недешевое даже по местным меркам 80$. Вид на гималайские горы с высоты птичьего полета. Кстати по поводу птичьего полета буквально через несколько дней, как вернулся, нашел очень тематическое видео
Вот такая вот Похара. Скучать тут точно не придется. Отличный опорный пункт как для вновь прибывших (даже аэропорт есть), так и для расслабляющихся после трудного маршрута.
6 октября прощаемся со снежными пиками и уезжаем на автобусе до КТМ. Последний день оставляем на шоппинг и интересные сувениры. Успеваем посетить в КТМ храм обезьян. Упражняемся в нешем уже прокаченном навыке торговли. Как мне показалось, успешно. Удается сбрасывать цену в 2-3 раза, понятно дело изначально завышенную. На мой взгляд утомительное занятие, постоянно думаешь, что где-то мог и больше выложиться, с «fixedprice» гораздо спокойней. Лучше всего получались маневры «псевдо уход», а также «рассказ, что у тебя в кормане всего 50$ на обратную дорогу».
Непал, неспроста относят в лидеры треккинговых маршрутов. Климат, местное население, удивительный пейзажи, низкие цены – делают маршрут заманчивым и доступным. Удалось получить определенный новый опыт походов, посмотрели, конечно, лишь малую часть того, чем популярен регион. Конечно, в идеале приезжать по возможности на не менее чем месяц и размеренно планировать свой маршрут. Отдельный интерес представляют сами треккеры на маршруте (народ от 16 до 70 лет).
А что здорово было повторить путешествие в Гималаи в старости на пенсии? Хотя ,может, и раньше вернуться получится!
Оригинал статьи -