Сейба

ЗАСОХШАЯ  СЕЙБА
Среди пустынной равнины
застыла мертвая сейба.
Кто видел ее кончину?
Погибла - как королева?

Живых сестер благородней,
возвышенна в униженьи,
она вознеслась в  короне,
забыв о земных лишеньях.

К ней больше не ходит ветер,
и твердь ее не приемлет.
Она не отдастся смерти,
пока не рухнет на землю.

Личинки и древоточцы
не смеют подняться к веткам.
Застыли внизу наготове
полки муравьев разноцветных.

Металл или ярость молний
в кончине ее неповинны.
Устала жить одинокой,
как перст на пустой равнине.

Я рада бы упокоить
ее в гробу известковом,
с росой на стволе огромном,
со звездами в львиных космах.

Не буду ждать лесорубов
близ Матери оцепенелой.
Молитву шепча святую,
предам Огню ее тело -

Огню с ало-синей гривой,
Костру, что зовут Любовью -
он в небо ее поднимет,
вернув ей Отца и Кровлю.

Ceiba seca

En la llanura del Guayas
la ceiba se quedó muerta.
Cómo es que ella se moría,
y si murió, ¿cómo reina?

Más noble está que de viva,
y más alta en su despojo,
y aún verídica sigue
librada de toda mengua.

El viento que pasa no sabe.
La mira y no entiende la Tierra,
y no acaba de morir
para que su cuerpo extiendan.

La larva y la sabandija
tardan en subir por ella
y la esperan en dos ríos
hormigas rubias y negras.

Muríó sin hacha ni rayo
sin resuello de sequía,
muríó de haber horizonte
raso de sus compañeras.

llano y cielo no me ayudan
a acostarla en rojas gredas
con el rocío en su espalda
y el Zodíaco en sus guedejas.

Parada junto a mi Madre
antes que las hachas lleguen,
mascullando un santo salmo,
tengo que entregarla al Fuego,

al fuego rojo, al azul,
al amor llamado hoguera
que sube al Padre y la pone
sobre su Segunda Tierra.            (Габриэла Мистраль)


Согласно индейским преданиям, в центре мира находится огромная гора, а на ней, как рассказывают индейцы оглала-сну, стоял Черный Олень и обозревал оттуда весь земной круг, священное кольцо, внутри которого жил его народ. Здесь же росло цветущее дерево. Это было замечательное дерево. Вначале оно представляло собой только палочку красного цвета, но она оказалась невероятно живучей и плодоносящей. Палочка превратилась в могучее дерево с бесчисленными побегами, так что под его ветвями могли разместиться все племена человеческие. Это дерево-мир Черный Олень получил в подарок от «дедов четырех сторон света, от Верха и Низа», он воткнул блестящий цветущий отросток так, чтобы четыре табуна лошадей, светившихся четырьмя сияющими цветами, расположились вокруг волшебного побега. И он поднялся вверх, раскинул ветви и превратился в исполинское дерево, непрестанно говорящее своей неумолчной листвой и поющее мириадами населяющих его птиц.

У индейцев омаха существует ритуал, в котором они рубят хлопковое дерево, срывают с него листья и кору и несут в становище. Там двое мужчин раскрашивают дерево чередующимися красными и черными кольцами, что следует понимать как день и ночь, как небо и землю, как покой и развитие. После этого они устанавливатот его в центре становища.

Это — сейба, священное хлопковое дерево майя, которое с незапамятных времен было центром деревенской площади, здесь проходили ярмарки, устраивались ритуальные танцы и народные увеселения. Это дерево — Первое дерево мира, прародитель Вселенной и человека — имеет более чем тысячелетнюю традицию и божественное предназначение так же, как и каменные сооружения.

Сейба - хлопковое дерево (лат. Ceiba pentandra) – тропическое дерево семейства мальвовых, одно из наиболее величественных деревьев Центральной Америки, широко культивируется по всей тропической зоне. В естественных условиях произрастает в Мексике, Центральной Америке, Карибских островах, северной части Южной Америки и в тропиках западной Африки. Дерево являлось одним из священных символов мифологии Майя. Также известно под именами Капок, Сейба пятитычинковая. Высотой 60–70 м, имеет очень широкий ствол с подпорками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *