Приполярный Урал, отчет

С разрешения участников экспедиции (наши с Димой родные братья), публикую отчет Вовы о походе. В исходном вордовском файле были замечания к тексту, выделенные красным - мне показалась интересной такая идея - как будто стереокартинка или живой рассказ участника, которого тут же на ходу поправляет другой 🙂 так что попробую оставить в таком виде - жирным текстом выделены комментарии рецензента-участника экспедиции.

ОТЧЕТ

Приполярный Урал.

- Здесь тайга, тут люди пропадают…
В.Н.

Дата:

4 августа по 3 сентября 2008

Маршрут:

Верхняя Инта-Хаймалью-Хулга-Саранпауль-Игрим-Нарыкары-Приобье
Общая протяженность:
Путь вездехода:
Дистанция сплава (Хаймалью+Хулга):
Путь на водном транспорте:

Сборы

Приполярный Урал - один из наиболее красивых и почти незатронутых цивилизацией уголков нашей Родины. Край, богатый рыбой, зверем, грибами, ягодой, чистейшими водой и воздухом всегда манит к себе неутомимых туристов, несмотря на сложность заброски. Переговоры с туроператором и знакомство с отчетами позволяет остановить свой выбор на реке Хулга. От истока до поселка Саранпауль она называется Хулга, а от Саранпауля до устья (она впадает в Северную Сосьву) - Ляпин. (Хулга впадает в Ляпин. А не меняет название. Ляпин – другая река). Фарватер (фарватер – это самая глубокая часть водного потока. Здесь следует заменить слово фарватер на «Русло») реки весьма разнообразен, глубокие плесы чередуются с быстрыми перекатами, ближе к осеннему периоду наблюдается заметное спадение воды и судоходство прекращается полностью. Само название реки “Хулга” на русский язык переводится с языка манси как “Рыбная”. Мечты о стаях хариусов в горной части, окуней и щук в равнинной и, конечно, главной цели гигантах-тайменях не покидали нас еще за несколько месяцев до отправки.
К началу августа сборы были наконец закончены: тщательно проработан маршрут и карты, докуплена необходимая амуниция, провизия и спирт окончательно укомплектованы, а плотно набитые рюкзаки ждали отправки. Из техники бесспорно необходимые вещи gps-навигаторы, 4 рации (дистанция ~6 км) (не дистанция, а дальность действия) и конечно 2 мотора: Suzuki и отечественная раритетная “Кама”.
Окончательно был оговорен и состав команды участников. Для многих это был не первый выброс на сплав по северной реке, а рыбацкому и охотничьему опыту наших “старших” можно было только завидовать. Уже в процессе похода у нас сложилось естественное деление по экипажам наших 2 катамаранов:
“Голубая мечта”: Максим Николаевич – командир и главный организатор похода, замдекана МГТУ и наконец мастер походной кулинарии, Влад – второй человек на кухне (особенно по грибной части), Виталик – завхоз с яркими склонностями убеждать, разрешать и договариваться, Володя Потапов – самый пожилой представитель команды, ни раз прошедший хребет Урала пешком в одиночку, Леха – парень из Гоззеленхозстроя г. Королева.
Экипаж другого катамарана “Зеленый крокодил” состоял на 100% из представителей студенчества: Михаил К. (МГТУ), Михаил Ш. (МГТУ), Николай Ч. (МГТУ), Мурашов В. (РУК), Петр Ш. (МГУПП).
Также важно упомянуть 11-го участника Михаила Аркадиевича, амбициозного подполковника с Байконура, решившего самостоятельно пройти вторую часть пути на резиновой лодке и в одиночку вернуться через перевал в Европейскую часть по реке Кажим, главной причиной чего был короткий отпуск и неотложная командировка. Как впоследствии мы узнали, по возвращении домой, вернулся он благополучно и в срок, а следы Аркадиевича неоднократно попадались нам по ходу путешествия (об этом позже).

1 ЭТАП

Верхняя Инта-Лемва
Отправка из Москвы прошла оперативно и без накладок, несмотря на большой объем багажа. Все 11 человек без труда разместились в 2 вагонах поезда “Москва-Воркута”. За веселыми байками и пустеющими бутылками мы наконец отправились на Север, не забыв при этом поздравлять всех пробегающих проводниц с Днем железнодорожника. Рано утром 4 августа поезд высадил нас на станции Верхняя Инта, откуда нас и обещал забрать вездеход. Человек, взявшийся обеспечить нам заброску на реку Геннадий Коковкин (личность весьма сомнительная и ненадежная, как мы смогли убедиться на своем и чужом опыте) указал нам дорогу к площади, где, как оказалось, нам предстояло загрузиться на грузовик “Урал” и проехать часть до реки Лемва: там нас якобы ждет высланный вперед вездеход.

В процессе недолгого знакомства со станцией, окрестностями и местными жителями обегаем пару магазинов, чтобы докупить хлеб и прочие необходимые продукты. Пока подают машину и идет погрузка, узнаем, что на станции мы не единственные туристы: 2-3 группы так же давно ожидают заброски.
Наконец нагруженный грузовик готов к отправке и можно прощаться с последним островом цивилизации. По дороге нам предстоит рейд за досками для палубы наших катамаранов (не надо тыкать пальцем, недостатки самодельных палуб в этом сплаве были хорошо усвоены). Не проехав и километра от станции, наш транспорт не выдерживает, и водитель услужливо предлагает пересесть на аналогичную технику. (сначала мы ехали на Газ-66, потом нас пересадили на Урал). К бесконечным загрузкам-перегрузкам уже постепенно начинаем привыкать… Почти сразу же на таежной дороге мы встречаем наш вездеход, возле которого суетятся оба водителя, как нетрудно было догадаться – поломка! Обещают догнать к вечеру, в крайнем случае, к утру.
После нескольких часов езды в окружении рюкзаков, удочек и досок, за окном показывается бескрайняя тундра с долгожданными горами на горизонте, на верхушках которых белеет снег. Еще пара технических остановок – и мы наконец добираемся до условленного места.
Место на реке явно не безлюдное, туристы на одном берегу и школьный геологический отряд на другом. До настоящей рыбалки и охоты еще очень далеко, но это не мешает отпраздновать наше непростое начало дороги, да и к тому же сегодня двойной праздник – у Мишки К. день рождения. Быстро разбиваем лагерь, организуем еду, разводим спирт - и все, включая двух водителей, собираются у костра.
На этой стоянке, дожидаясь вездехода, исследуя “явно безрыбную” речку, разгуливая по ближайшей местности и знакомясь с соседями, пришлось провести 2 совершенно не запланированных дня. Проезжающие мимо карьерные грузовики и вездеходы, приносили неутешительные новости – вездеходов в поселке мало, а желающих много, а у Г. Коковкина мы далеко не первая “застрявшая группа”. Скверная погода и затянувшийся старт уже подталкивали послать нескольких человек в Инту или на Марганцевый рудник, находившийся в 10 км для поиска альтернативного транспорта.

2 ЭТАП

Через ворота Урала
Рано утром 6го августа нам пришлось проснуться от шума мотора и крика Аркадиевича. Приехал-таки вездеход! Быстрый завтрак, сбор и погрузка; тем, кто будет сидеть на броне, настоятельно советуют утепляться, так как на перевале непогода и, может, придется ехать целые сутки.
Скорость нашего “Газона” не больше 25-30 км., (25-30 – это максимальная скорость. Мы ехали 2-5 км/ч по камням, 10 км/ч по грунту). Водители хотя и спешат, но проходят внедорожье аккуратно и явно берегут то ли технику, то ли пассажиров. Небольшие технические остановки - обычное дело для вездехода с таким стажем. По дороге заезжаем на Марганцевый рудник, докупить бензина. Приятно удивленны “бартером”: водка – несколько литров солярки. На болотах встретили еще одних вездеходчиков, у них проблемы с колесом. (с гусеницей. У вездехода нет колёс). Начинаем знакомиться с местными комарами и мошкой.
Следующая остановка должна была быть в лагере оленеводов, с которыми у нас почти был заранее запланирован обмен “спирт-оленина”, вместо этого нас ждал пустой каркас чума, вытоптанный лагерь и буржуйка с чайником и на брошенном стойбище – контакт с аборигенами не состоялся, видимо, не так просто поймать в горах вечно кочующий народ. Зато нас ждала необычная фото сессия: пустой чум, скотобойня, сани и даже детская тележка с деревянными колесами.
Проехав “основные ворота” перевала, спустились побегать по августовскому снегу. Уже ближе к вечеру добрались до границы “Европа-Азия”, что отметили очередным файером и дружным “Ура!”. Но до точки выброса было еще очень далеко, а вездеходчики ехать по темноте отказались. Ночевали прямо в горах. Главная проблема - в
округе нет ни единого дерева, хотя умельцы говорили, что можно жечь даже и мелкий кустарник. Повезло, что у вездеходчиков нашлась газовая горелка, и пришлось довольствоваться чаем с сушками на ужин и завтрак.
Во второй день дороги в горах: начали появляться первые ягоды и грибы. Вездеходчики, вероятней всего, не желая дальше гнать машину по каменистому берегу и торопясь назад, предложили нам сделать высадку на извилистой и узкой р. Грубее, но после нашего недвусмысленного отказа согласились продолжить путь. Следующим было предложено место - опять не оговоренная ранее Хулга, а ее приток Хаймалью. GPS показывал явную несправедливость равную 20 км, которые, по словам наших спутников, “новички проходят за 3-4 дня”, да и плюс ухоженная стоянка, вроде бы достаточно глубокая небурная речка, роща вполне приличных сосен, (лиственниц, сосен на тот момент ещё не было) подходящих для основы будущего ката, – все это вынудило принять их предложение и считать нашу заброску окончательно завершенной, тем более всем уже давно не терпелось развернуть спиннинги и начать долгожданный отдых.

3 ЭТАП

Плутание по Хаймалью
Вот какая оказалась точка невозвращения! Никаких поселений почти на сотню километров в любую сторону, горная цепь по обе стороны реки, остается только плыть и плыть по течению Хаймалью. Первым это осознает и так уже прилично задержавшейся с нами Аркадьевич и в день прибытия стартует на своей лодке вперед. (для его предполагаемого маршрута Хулга-Балбанты-Кожим-В.Инта остается совсем мало времени). Вездеходчики покидают нас только через день после заброски.
Буквально возле самой стоянки пошли первые хариусы, в горах попалось несколько куропаток. На изготовление деревянных рам и пришнуровывание баллонов уходит 5 дней. (3 дня) К тому же нас заставляет торопиться непогода, которая также сказалась на растущем уровне реки. За сутки вода поднялась почти на метр, мелкий брод становится почти непроходимым (а бревна приходится переплавлять с соседнего берега). 11 августа оба катамарана полностью собраны, погружены и готовы к отплытию. Уровень воды за ночь поднимается, (вроде он опустился) и наконец можно стартовать. (??? – последнее предложение).
Первый день сплава осваиваемся с бурной рекой, быстрыми перекатами и прочими сюрпризами горного сплава, к которому мы собственно и не готовились. Проплываем всего (***) км. Большая часть времени и сил уходит на обнос вещей и пустых катамаранов мимо очередной “бочки”, оплыть которую по-другому не было возможности. Впереди нас ждет целая серия островов, с сомнительным, петляющим фарватером, так что решаем остановится перед очередным препятствием. Забравшись на один из крутых берегов, разбиваем на широкой открытой площадке лагерь.
12 августа проводим там же, оценивая варианты дальнейшего прохождения “каменного лабиринта”, в который нас угораздило попасть. Рыбалки нет, а запас провизии медленно тает. Радует разве только то, что пошли первые кедровые шишки, ставшие приятным дополнением посиделок у костра и просто вкусным аналогом семечек. К вечеру поднимается очень сильный ветер: сказывается открытость и возвышенность нашей стоянки. Под жутким ветром складываются палатки (теперь уже четко усваиваем всю пользу растяжек), а костер приходится переносить и огораживать камнями. Спасаемся только “таежным глинтвейном”: отвар компота из голубики и морошки + сахар + настойка спирта на бруснике (на клюкве – на бруснике на парапете сделали) (пропорции каждому по вкусу)
13 августа продолжаем маршрут до точки (***), и останавливаемся на более приятной и обжитой стоянке (оба ката нуждаются в срочном тех. осмотре). Видимо, сказался и плохой материал наших шкур, и перегруженность всей конструкции (собственная масса пустой рамы с баллонами более 200 кг), и легкомысленное скольжение по выступающим камням – так или иначе, но обе шкуры расползались продольными и парой поперечных значительных разрывов.
Рядом с новым лагерем обнаружились медвежья лежанка и куча экскрементов лесного зверья. Пока несколько дней продолжается ремонт и штопанье катамаранов, успеваем пробежаться по окрестностям. Убеждаемся, что старые карты советских времен (других просто не обнаружили) дают порой устаревшие ориентиры: большое озеро горного массива давно пересохло, образовываются новые русла, а острова давно изменились в форме и количестве. Мимо проходит группа туристов из Екатеринбурга -больше 10 человек. (их было восемь). Сразу видно, сплавщики со стажем: все в фирменной амуниции и неопреновых ботинках, облегченные катамараны марки “Народный” спортивно держатся на воде по сравнению с нашими тяжеловесами. Идут, как и мы, по Хулге, но проходят своим ходом мимо Саранпауля до Игрима. Нам предстояло еще пересечься с ними на этом маршруте. От них же узнали новости об удивительном путешествии Аркадиевича: бедолага таки доплыл до слияния, пройдя 2 км по Хулге порвал свою лодку и, бросив большую часть вещей, двинулся обратной дорогой к перевалу, а затем до Марганцевого рудника. Уже дома мы узнали, что он добрался до нашего старта и благополучно перевалил горный маршрут (ни много ни мало 50 км) (там намного больше 50 км) и успел вернуться в срок.
С той же стоянки посылаем экспедицию (2 добровольцев) до слияния с Хулгой, разведать дальнейший путь и поохотиться. Михаил и Петр возвращаются поздно вечером с глухаркой и неутешительными новостями о ближайшем разливе Хаймы. Начинается активная рыбалка. Изготавливаем мушки для рыболовного “кораблика”, и удается опробовать первый результат хитрой снасти, перед которой не может устоять ни одна стая хариусов. Вечерняя уха и копченая рыба получились отменными!

17 августа каты зашиты, двигаемся дальше в направлении разлива. Горные цепочки, идущие по берегам становятся заметно меньше, а лес гуще. Но бесконечные перекаты и шиверы все еще не выпускают нас из своих ловушек. Постоянно приходится останавливаться для выбора наилучшего протока, много сил уходит на очередной 500 метровый обнос вещей и постоянную перетаску катов– но по разливу это единственный путь, а рисковать свежими перетирающимися швами нежелательно. Несмотря на всю нашу аккуратность, после разлива снова под одним из катов оголяется баллон. Дорога дальше невозможна, и мы располагаемся на одном из широких островов.
18-20 августа в 3 иголки непрерывно работает “кружок кройки и шитья”. Небольшой остров, на котором расположена наша стоянка (***), богат грибами и красной смородиной, а вверх и вниз по течению идет серия перекатов, столь излюбленных хариусом. Наконец двигаемся дальше, стараясь максимально разгрузить наиболее пострадавший кат “Зеленый крокодил”, больше напоминавший своими заплатками Франкенштейна. В тот же день очередной разрыв происходит уже у другого ката, когда до слияния остается всего 2,5 километра. Мысленно и вслух вспоминаем изготовителя этих амфибий, а также безответственных вездеходчиков, подаривших нам 2 недели незапланированных водных приключений. До наступления темноты решаем двинуться до Хулги пешком, захватив максимум вещей. За полупустыми катами возвращаемся на следующий день.

4 ЭТАП

Хулга за неделю
(21 августа) Набравшись опыта, аккуратно проходим остаток утомившей Хаймы, не жалеем и лишний спрыгивать в воду, забыв о промокших ногах. Хулга приятно удивляет своей шириной и глубокими ямами, где вполне можно ждать тайменя. Почти у самого слияния на левом берегу находим уютную стоянку, недавно оставленную командой екатеринбуржцев, а также чуть дальше обнаруживаем точку разворота нашего Аркадиевича (рваная лодка, брошенная часть вещей и даже 0,7 “Русский стандарт”!).
Река явно приятней извилистой Хаймалью. Горный ландшафт сменяется густой тайгой, но еще ощущаются заметные перепады высот, и как следствие - бурные перекаты с высоко выступающими камнями и продолжительными мелями. Оправданно отнимает время выбор протоки вдоль островов: порой одно из двух одинаковых русел, может вывести на жуткую шиверу или просто оказаться старицей. Как уже отмечалось, устаревшие карты в этом плане не всегда могут указать нужный путь.
(22-23 августа) Лагерь приходится ставить на высоком берегу, покрытом кустарником, больше напоминающим тундру. Подходящее место находим возле одной из лосинных троп. Пройдясь по берегу, находим рога и часть скелета копытного животного, видимо, ставшего жертвой волков. Безветренными вечерами знакомимся с северной мошкой и гнусом (хотя август в тайге и считается самым благоприятным месяцем в плане насекомых). Закончив теперь уже окончательно с залатыванием пострадавших шкур, продолжаем движение.
Впереди слышен шум очередного препятствия – целая серия перекатов с выступающим на метр каменным садом. Устраиваем очередной 100 метровый провод разгруженных катов. Быстрое течение и большая плотность камней не дают возможности для маневров, в результате периодически слышим неприятный звук перетирающихся швов. Река становится заметно шире и местами течении воды с трудом достигает всего 2-3 км/ч, но вставать на мотор не позволяют постоянные “шиверы”.
До следующей стоянки проходим всего (***) км, а на календаре, тем временем, уже 24 число (явно не укладываемся в заявленные сроки, до сентября планировали уже вернуться в Москву). Все еще ловятся хариусы, хотя вода заметно потемнела по сравнению с горной, а по берегам уже пару раз замечали белые ленты глистов. (про глистов можно и умолчать… =) )
25-26 августа, пожалуй, нас ждал самый удачный и запомнившийся день похода. Стартуем все еще на веслах, за полный ходовой день успеваем пострелять уток. “Голубая мечта” сообщает по рации, что поймали первого тайменя (пусть небольшой - 5-6 кг, (2-3 кило) но для многих это была основная задача похода), возле берега удается взять здорового глухаря, с шумом взлетевшего из кусов прямо под наши ружья. В завершение дня, не доходя до впадения реки (***), находим зимовье (***): аккуратный сруб, приличная баня, кострище со столиками и даже будка туалета, посреди тайги вызывают приятное удивление.
Отдохнув в зимовье, попарившись в бане, наевшись дичи и малосолки из тайменя, следующий старт (27 августа) уже делаем на моторах. Чувствуется разница японского и отечественного мотора, поэтому периодически останавливаемся на рыбалку, стараясь не терять связь с отстающим катом. Прямо с палубы вытаскиваем последнего хариуса и очередного тайменя, и, что самое странное, прямо в том же участке начинаются окуни (редко живущие бок о бок) (окуней ещё на тот момент не было. Их поймали после геологов. А до геологов видели вместе щуку и хариуса. Вот они и не уживаются вместе).
В районе оз. Болбанты нас ждал очередной сюрприз - стоянка геологов, исследующих местность для строительства железных дорог в каком-то далеком будущем. Встреча была по-сибирски гостеприимной: таежные исследователи не только пригласили к костру и угостили чаем, но и собрали подарок в дорогу провизии, голодным туристам отвыкшим от простой еды. А самое важное, удается сделать одноминутный звонок домой, волнующимся родственникам, со спутникового телефона экспедиции.
(28 августа) Хулга, отходя от гор, становится еще медленнее, а вода по берегам совсем темная и зарастает густыми водорослями вдоль берегов. На следующей стоянке во сю начинается клев щук, дополняющих наше рыбное ассорти. Следующий день планируем идти по световому дню, остановки делаем только для отдыха мотора и непродолжительной рыбалки. Особенный клев щуки отмечается на левых притоках реки. Попадаются почти гигантские представители щук. К сожалению, времени даже на один лишний полноценный день рыбалки у нас не, приходится спешить в Саранпауль
(29-30 августа) Более чем 30 километровый участок карты, отмеченный болотистой местностью, старались проскочить за один день, хотя и возникают некоторые проблемы со стоянкой, с обоих берегов едва ли найдется место трем палаткам и костровищу. Тут же удалось поймать необычную рыбу, позже идентифицированную нами как “Нельма”. Место хорошо для охоты на уток, встречаются гагары и даже пара белых лебедей. (так написал, как будто мы их пристрелили. Они в красной книге!) Пока идем на моторе, успеваем ощипать добытую птицу, планируя предстоящее меню. Трудно описать нашу обиду, когда, встав утром, обнаруживаем, что десяток очищенных и выпотрошенных тушек забрали ночные гости. Вероятно, росомаха или выдра наведалась ночью в наш лагерь… (уток утащила норка, хотя лучше так оставить – прикольнее и стремней :)))
(31 августа) В тихих заводях отмечается бесконечный плеск
и клев мелкой рыбешки - Cырка (по местному ***). В плане рыбалки добыча не самая заманчивая, но вполне сгодится для коптильни и набивания 50 литровой бочки, которую наши ненасытные рыболовы планируют везти домой. Места уже не столь безлюдные: встречается еще одна геологическая экспедиция, навстречу против течения проплывает казанка с местными, выбравшимися на охоту, а по небу периодически курсируют кукурузники и вертушки. По берегам встречаем еще 2 зимовья (***). Во втором, спрятанном почти в 300 метрах от берега, останавливаемся на ночевку. Последний вечер в лесу, несмотря непрекращающийся дождь, устраиваем сытный ужин из оставшейся утятины, расположившись на оставленных шкурах в уютном зимовье.

(1 сентября) Осознавая масштабы задержки, стараемся выдвинутся как можно раньше, несмотря на непогоду и прочие помехи. До конечной точки сплава остается проскочить всего около 40 км. По еще сильнее расширившейся реке проплываем Хантовскую деревню Ясун. На большой воде кат идет тяжелее, под мотором врезаясь во встречную волну. И вот ближе к вечеру на горизонте появляются крыши домов Саранпауля.

5 ЭТАП

“Водные прогулки” Саранпауль-Игрим-Наранкары-Приобье
Испытыв легкий культурный шок от возвращения в цивилизацию после месячного плутания по таежному Уралу, первым делом заглянули в местный магазин. “Северный коэффициент” может удивить даже избалованного заоблачными ценами москвича. Абсолютно все привозные продукты были в 2,5 раза дороже, чем в столице. Это легко объяснялось сложностями заброски в далекий северный край. Интересно какие же там должны быть зарплаты и пенсии? Радует то, что наконец появилась сотовая связь. На телеграфе покупаем карточку Ханты-Мансийского Билайна и делаем по короткому звонку домой.
Вторая новость, которая нас неприятно удивила – крупное судоходство по Хулге (Ляпину) прекращается с начала августа. Изначальный вариант выбраться транспортным метеором до Приобья сразу вычеркивается. Вариант с вертолетом тоже малодоступен: цена за одно место 3500 р. + надо отстоять десятидневную очередь. Остается вариант договариваться и выбираться с курсирующими Катерами-Каэсками, Плавучими магазинами и транспортными баржами. Пробежавшись по порту и деревне, знакомясь с местным населением, выясняем, что найти “попутчиков”, которые возьмут 10 пассажиров с немалым багажом, вряд ли удастся. Само собой, то, что ближайшие судна будут отходят только минимум через 5 дней, нас никак не устраивало.
Позже узнаем, что судно “Топаз”, идущее до Игрима с пустой баржой, на отправку которого мы слегка запоздали, ушло еще недалеко и стоит на ночевке в нескольких часах хода от деревни. В итоге чудом удается договориться, что на другом катере мы ночью догоняем и пересаживаемся на борт “Топаза”, благо, оба капитана близкие родственники и вопросов не должно возникнуть. Второпях устраиваем погрузку, заодно раскручивая то, что можно снять с наших катамаранов.
Катер, взявшийся нас подкинуть, с трудом размещает всю нашу толпу с вещами, большей частью люди отправляются в грузовой отсек. Стоит напомнить, что на улице давно стоит северная осень, и если днем даже в дождь погоду еще можно назвать теплой, то ночью температура четко стремится к минусовой. Так и этой глухой ночью, когда уже догоняем стоянку “Топаза”, на палубе стоит жуткий заморозок, а с неба падает, то ли снег, то ли дождь. Капитан прощается с нами и советует дождаться утра в ближайшей избушке. Гостепримный хозяин, хант Игорь, (хозяина избушки звали Андрей (на Солженицына был похож), Игорь – капитан первой Каэски) принимает нескольких человек переночевать, но большей частью остаемся на берегу караулить вещи и спящий экипаж судна. Мы заранее проинформированы, что отправка с первым солнцем, строго в 6 утра и капитан ждать нас не будет. Дотянув до утра, согреваясь у огромного костра, все-таки решаем вопрос с немногословным капитаном “Топаза”. Вкратце он объясняет главные правила: ехать будем сутки, размещаемся на палубе буксируемой баржи, на алкоголь жесткое табу, а несогласные рискуют оказаться ссаженными (под большим страхом от бутылки «Кагора» мы к сожалению или к счастью так и не удержались).

(2 сентября) Катер быстро тянул тяжелую баржу, а по берегам в осенних деревьях периодически пролетали метражные столбы, до Игрима оставалось 250 км. Доев обед, мы поняли, что плыть на открытой палубе слишком утомительно, и разбили 2 палатки прямо на металлическом покрытии. Пусть и железо существенно охлаждало дно палатки, зато теперь была отличная защита от ветра и место для сна. Под вечер, сфотографировав безоблачное небо и багрово-розовый закат, мы уже готовились увидеть за каждым поворотом огни ночного Игрима, но очень быстро жуткий холод заставил нас вновь забиться в палатки прямо в одежде и греться, сбившись в одну кучу.
Приплыли мы около 3 ночи, замерзнув вконец, разгрузились с покрытой инеем палубы в одном из портовых районов. Первым делом собрав подобие костра и послав гонцов в ближайший ночной магазин, пытались отогреться после, безусловно, самой морозной ночи нашего путешествия.
Далее все развивалось оперативно и без лишних задержек. В нескольких такси переправляемся в соседний населенный пункт Наранкары, откуда нас должен довести скоростной корабль “Метеор” в Приобье. Уже на погрузке снова встречаем часть наших давних знакомых из Екатеринбурга, с которыми теперь приятно поделиться впечатлениями и опытом. Надо отдать должное, мужики дошли до Игрима одновременно с нами, но на собственном моторе (это + целых дополнительных 320 км на большой воде).
В Приобье долываем уже через пару часов, отдыхая в комфортабельных креслах и начиная подводить первые итоги. От лодочной станции до железнодорожного вокзала всего пара шагов. Трудности возникают только с одним из рюкзаков, в котором скрыто от посторонних глаз больше 50 кг добытой рыбы, но такая ноша уже не тянет.

6 ЭТАП

Дорога домой и итоги
Билеты удается купить на тот же день с пересадкой в Свердловске. Есть несколько часов отдохнуть и погулять в Приобье. После двух бессонных морозных ночей и многодневного недоедания приятно расслабиться в привокзальном кафе за местными чебуреками и пивом. Наконец можно сменить надоевшие и бесконечно мокрые болотные сапоги на более удобную обувь. Удивительно, но Максим Николаевич успевает закоптить последний улов Сырка и задействовать остаток муки на блины, в ближайшем лесу.
Вечером погрузка и отъезд. Распугивая соседей по купе жестким запахом костра, рыбы и тайги, отправляемся домой. Ранним утром 6 августа мы, не выспавшиеся и бородатые, уже на Ярославском, где нас встречают собравшиеся и, наверное, не узнающие нас родственники.

Стоит кратко подвести главные выводы и итоги похода:
- не доверяйте не зарекомендованным вездеходчикам и организаторам заброски, расплачиваться лучше не авансом, а не посредственно после доставки на исходную точку. (иначе рискуете затянуть отпуск и добавить незапланированный маршрут, как в нашем случае с Г. Коковкиным из Верхней Инты)
- стоит четко соразмерять сложность похода, и исходя из этого набирать снаряжение и амуницию. Качественная одежда и обувь очень важны, особенно в условиях постоянной сырости и почти каждодневного промокания. Надо брать в расчет, что период ранней августовской осени наиболее рекомендуемый для походов в этой местности из-за снижения активности мошки и благоприятного времени для охоты и рыбалки, сочетает необычную темепературную амплитуду: от +25 днем (рекорд температуры был +20, когда зашивали каты в первый раз, в остальное время было: +10,+15 днем и 0,+5 ночью) до заморозков ночью. По словам очевидцев, особо задержавшиеся в конце сентября рискуют встретить первый выпавший снег. Для ориентации и оперативного поддержания связи очень помогли GPS-навигаторы и комплект раций (cоветуем GPS Garmin Vista HCx (с усиленной антенной, хватает на 36 ч. Непрерывного использования с одним комплектом батареек АА (2 шт)) и Midlant… По возможности стоит раздобыть и спутниковый телефон (связи сильно не хватало). Прогуливаться в одиночку от лагеря по тайге, намного приятней захватив с собой ружье, да и голодным точно не останешься. Ну и, бесспорно, пригодятся фотокамеры, хотя стоит позаботиться об их герметичности и не экономить на картах памяти. Виды там стоящие!
- затраты в нашем случае вышли со всей дорогой, заброской, продуктами и прочим приблизительно 15 000 на человека. Сравнительно дешево для 30-ти дневного отпуска;
- часть провизии проще закупать в Верхней Инте, а не везти из дома. Тяжело расписать питание по дням до самого финиша – все равно продукты до завершения будут стремительно таять. Быстрее всего заканчивается хлеб, но его нам успешно заменили блинчики. С запасом лучше брать соль, сахар, лук, чеснок и прочие приправы. В августе тайга богата и на подножный корм: грибы, море ягоды (черника, голубика, брусника и пр.), стоит попробовать и кедровые шишки. К рыбалке и охоте больше располагает второй “не горный” участок Хулги, голодать там вряд ли придется.

Приполярный Урал, отчет: 5 комментариев

  1. От это я понимаю предложение. И два тире и смысли звучит :))
    А кто такой Вова?
    Где сидел Поклад?

  2. Всем — привет !
    Был там в 2007.
    Впечатления — фантастика !
    Поражен плав. и тех. средствами участников.
    Искренне соболезную. Но — ребятам везло, плюс
    упорство и оптимизм.
    Отчет — превосходный, видал его и на других рессурсах.
    Несколько коробит отношение с русским письменным у автора.
    Спишем на молодость !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *