Карелия, часть 5

23 июля, день 5
Суоярви - Сортавала

Как только проснулись, быренько собрали лагерь и двинулись в путь. Самое время подумать, как добираться до Сортавалы. Еноты сначала предлагали автостопить на трассе, но в конце концов мы решили, что хватит нам уже приключений на попу голову и надо ехать на такси. Только перешли мост, как начался дождик. Забрались в полуразрушенную будочку автобусной остановки. Кому-то надо ехать на попутной машине в город, там идти в диспетчерскую такси, заказывать две машины до Сортавалы и возвращаться за остальными. Некоторое время ждали случая, втыкая на дождь. И вот подвернулась машина - мужчина приехал забрать родственниц-дачниц, пришедших с той стороны реки по недостроенному мосту. Леша едет с ними в город, мы остаемся ждать его. Связи у нас нет, поскольку ни билайн ни мегафон в этих местах не ловятся. Только успеваем слегка занервничать в ожидании, как на дороге показывается наше такси. 4400 рэ за две машины до Сортавалы. По-божески.
Рассаживаемся по машинам, едем. Дорога такая, что каждые несколько минут испытываешь чувство невесомости пару мгновений. Асфальтовое покрытые кончается уже через несколько километров, водитель идет 80-100 км/ч, поднимая густые клубы пыли. Время от времени навстречу нам выскакивают из-за поворотов здоровенные лесовозы. Я сижу на заднем сиденье, за пассажиром, но решаю от греха подальше пристегнуться. Света смотрит на меня и делает то же. Хотя, в принципе можно сказать, что дорога сносная. Смущал только музыкальный репертуар нашего таксиста. А-ля "горлица под крышей любовь нам пророчит" и "где ж ты милая моя, кто тебя целует". И все как-то на птичью тему: то голуби, то соколы, то лебеди, то вот горлица какая-то... Какие сентиментальные в Карелии мужики, ужос.
Доехали за 2.5 часа до Сортавалы, на подъездах к ней началась уже нормальная новая дорога с покрытием. Выгрузились у ж/д вокзала, разведали обстановку и пошли пешком через город, искать вкусную едальню. По дороге нам попался фирменный магазин местного морошкового бухла, чем я тут же воспользовалась и приобрела пару бутылочек.
Зашли в приятное чистенькое кафе (оно же - почти самая понтовая едальня в Сортавале, судя по ценам). Свалили рюкзаки в углу, и, распространяя запах костра (сама не чувствовала, но наверняка же так и было), разбрелись за столики. Нам повезло - кафе было уже практически полным и сразу после нас места кончились.
Откушав в кафе, вышли на улицу и тут же "расположились лагерем", тренируемся бомжевать:

Сортавала - маленький приятный городок:

В поисках подходящего продмага немного прошлись по городу. Свадебный салон (профессиональный рефлекс дает о себе знать):

Все надписи продублированы на финском:

Закупились мы очередной порцией ништяков и поняли, что совершенно не знаем, где же нам вставать лагерем. Решили больше не испытывать судьбу и снова обратиться за помощью к таксистам. Сели в такси-джип и попросили отвезти нас в тихое, без людей, красивое место на озере. Таксист честно завез нас в какие-то луговые ипиня, Света с Ирой по ним прогулялись и вынесли вердикт: не, не мана. В смысле мы таких озер у себя навидались - во! Не интересно тут, без карельского колориту. Чего ж вы хотите? - удивился водитель. Нам чтобы камни, сосны, скалы, как в правильной Карелии на картинке, понимаете? - попыталась пояснить я. А, это в Рускеалу надо, - догадался водитель. Решили ехать в Рускеалу. Но можно ли там стоять с палатками? Можно на водопадах. Это хорошо. Доехали до водопадов. Оказывается, именно в этом месте снимали "А зори здесь тихие":

Ира со Светой опять пошли в разведку и снова вынесли суровый вердикт: нет, для стоянки место категорически не подходит! На фото запечатлен момент, когда паника уже начала косить ряды Енотов (умеют они страдать в красивых декорациях, да):

А место действительно красивое:

Мы уже было решили окончательно уехать и не терять даром времени, сели в машину. А она не заводится.

Есть время еще погулять вокруг водопадов. Почему же мы так не хотели останавливаться с ночевкой в этих прекрасных местах? А вот почему:

Очередной "некриминальный шалман", прямо у водопадов. Таких видов почему-то никогда не печатают в буклетах 🙂

Посетители шалмана принимают ванны прямо под струей водопада:

С помощью Иры и трех мужиков удалось завести наше такси (каждая девушка, у которой когда-то была машина отечественного производства, умеет заводиться со второй, хе) и мы поехали искать другое место для стоянки. Поскольку никаких идей у нас не было, а водитель нам в их генерации никак не помогал, решили поехать к тому месту под Сортавалой, которое проезжали по пути из Суоярви. Здесь вдоль дороги попадаются окультуренные (то есть почти полностью засранные, и мусором и в прямом смысле) стоянки. На одной из таких и попросили нас высадить. Вы же хотели без людей - удивился таксист. Мало ли чего мы хотели... Мы вообще хотели шхеры, карельские березы, сосны, скалы... А приехали в результате в кучу мусора около шоссе. Надо было ехать к катерам и просить отвезти нас на уединенный остров на Ладожском озере. Жаль, что такая прекрасная идея пришла нам в голову только сейчас.
В общем, водителя мы отпустили, а сами, кинув на припорошенной бычками полянке свои вещи, углубились в дискуссию, суть которой, если пропустить всю ненормативную лексику, сводится к тому, что изначально мы были неправы с направлением. Надо было ехать в настоящую, "карельскую" Карелию, в Кемь, на Соловки. А тут - даже карельских берез нет и скалы днем с огнем искать надо. И еще один важный вывод - чтобы ходить по Карелии, надо переквалифицироваться в водника. Вот этого я, правда, не люблю совсем, потому как боюсь воды. Но самые красивые и уединенные места досягаемы только с воды, возникла у нас догадка. Надо рафт купить! - предложил Леша. Это надо с инструктором сначала... Им же управлять сложно - впала в пессимизм я. Да ладно, чего там управлять, все просто - не поддержал моего пессимизма Леша, после чего по крайней в первый водный поход я решила с ними не ходить 🙂

Утонченная ирина душа не вынесла прозы жизни и она удалилась от мира страдать на камне:

Мы почесали репу, посмотрели на заходящее солнце и поняли, что звонить опять таксисту будет как-то глупо и вообще лень что-либо предпринимать, поэтому заночуем сегодня здесь, а завтра подумаем.

Приплыли почти ручные утки, скрасив своим появлением наше уныние. Покормили их хлебом:

На эту акцию прилетели чайки, их тоже покормили (выглядит не очень, но это было съедобное, правда 🙂 )

В процессе приготовления пищи пришел лешин черед душевно расстроиться, вследствие чего над нашими головами сначала пронеслась консерва, обрызгав нас вкусняшкой цвета детской неожиданности, а чуть погодя вслед за ней с шипением и свистом пронесся и примус. Мы со Светой чутка притихли, но только пожали плечами и продолжили собирать палатку. Я-то в Индии была, меня уже трудно вывести из равновесия. А вот откуда у Светы такая железная выдержка - даже не знаю. Наверно, годы судебной практики сказываются 🙂

Вскоре начали показывать закат и мы уселись на камнях наблюдать сие действо и лечить душевные травмы морошковой наливкой.

Мимо нас в сгущающихся сумерках все сновали местные отдыханцы, парочками поочередно удаляющиеся в кусты и аккуратно обходящие на пути кучи нашей рассыпавшейся в полете консервы. Поскольку сегодня была пятница и назавтра ожидался особый наплыв местных пивных отдыханцев, я решила свою палатку не ставить, дабы быстрее с утра собрать лагерь и двинуться на поиски более подходящего места. Да и страшно одной спать, когда шоссе так близко и местные по кустам с пивом шарятся. Решила заночевать в палатке Леши и Светы.