Как мы ездили в Лаос

Этот пост будет с рассказом и небольшим количеством картинок. А фотопост я сделаю отдельно, пожалуй.

Итак, мы прилетели 15 ноября в Таиланд без визы. То есть жили первый месяц по штампу. Никаких сложностей по прилету, кстати, у нас не возникло. Все как обычно. Через месяц встал вопрос, что делать. Можно было ехать в Камбоджу на тупой визаран, но мне эта идея не нравилась. Честно говоря, я лелеяла смелую мечту - поехать в Лаос и увидеть Ванг Вьенг. И, надо сказать, моя мечта не только сбылась, но даже перевыполнилась 🙂 Потому что мы увидели еще и Вьентьян 🙂

В Лаос из Паттайи ехать очень и очень просто. Надо придти на автостанцию:

Находится станция на Сукхумвите, почти сразу после пересечения с Центральной улицей, если ехать с юга. Проход к автостанции довольно неприметный. Между розовой школой слева (если стоять спиной к Сукхумвиту) и мечетью располагается заправка, через нее можно пройти к небольшой автостанции. Сразу на подходе будка с оранжевой крышей, там покупать билеты не надо. Надо пройти еще чуть-чуть до маленького здания-сарая с залом ожидания, справа от зала окошки билетных касс. Билет на автобус до Нонг Кхая (Nong Khai, это на самой границе с Лаосом) стоит 551 бат за обычное место и 680 за так называемый VIP салон. То есть ВИП места расположены в том же автобусе, только не на втором этаже, а на первом, кресла там шире, их всего три в ряд и всего шесть или семь мест в небольшом отгороженном от багажного отсека салоне. А еще там раздают еду сразу после отправления. В общем, Дима ездил с Пхукета в Бангкок на ВИП местах и настоял, чтобы мы купили именно их. Автобусов в Нонг Кхай из Паттайи два: один дневной, отправляется в 8 утра, другой ночной - отправляется в 8 вечера. Идет 12 часов, как нам сказали. Фактически и туда и обратно автобус приезжал быстрее, чем за 12, часов за 11 или даже 10.5.

Что касается даты отъезда, то мы тут все сделали правильно: пришли покупать билеты за пару дней до предполагаемого дня, да еще с запасом в один день до окончания визы. Правда, получилось в результате забавно. Но об этом позже.

Билеты мы купили, паспорта у нас для них не спросили. На Наташу отдельное место брать не стали. Выбрали ночной автобус.

В день отъезда выехали заранее из дома, до заката. Сумочек немного собрали с собой. Я еды взяла для Наташи, на ужин и завтрак. По дороге на автостанцию, в тук-туке, она очень удачно заснула в рюкзаке. Так что кайф поездки начался для меня сразу же: сначала я ела мороженое, гуляя по Теско (надо было заехать туда по делам), а потом хрустела чипсами, сидя на скамейке автостанции, под открытым небом, слушая пение муэдзина и гляда на еще пустой и темный наш автобус. Молча расслабленно созерцать - нереальный кайф! Доступный мне все реже 🙂

Правда, когда мы сели в автобус и началась движуха с заниманием мест, Наташа все-таки проснулась. Но мы очень душевно поужинали тем, что раздали и тем что взяли с собой. Ребенок слопала почти весь рис из наших порций. Несмотря на то, что вокруг него в коробочках был очень острый соус. К острому она довольно толерантна, а рис и вообще очень любит 🙂

Вот так и ужинали:

Сиденья у нас были в первом ряду, для ног много места:

Я сразу надела носки себе и ребенку и не прогадала. Да, ночью становится очень холодно из-за кондея. Причем в ВИП салоне еще не так жестоко, а наверху вообще можно помереть, если на запастись чем-нибудь теплым хотя бы на голову. Зимняя вязаная шапка будет тут как раз к месту.

Благодаря тому, что было довольно просторно и кресла раскладываются почти до дивана, мы спали как сурки всю ночь, даже не одетые, в футболках. Я как обычно по наивности подумала, что сейчас вот слишком тепло еще, а ночью-то оденемся. Но потом уже было лень и жаль будить ребенка. Так ребенок в футболке и проспала всю ночь. Правда, частично под пледом и на мне, поэтому нам с ней обеим было теплее.

Из забавного: Дима разбудил меня посереди ночи страшным шепотом требуя вернуть на место сползшего мне на ноги ребенка. А она действительно спала где-то уже на полу. Но спала 🙂 И я спала. Поэтому я заверила Диму, что все отлично и заснула со спокойной совестью 🙂

Приехали внезапно. Сначала девушка-транс сзади долго искалО свою туфлю под моим сиденьем, а потом вдруг нам сказали, что уже Нонг Кхай 🙂 По моим рассчетам мы должны были ехать еще пару часов.

Вылезли из автобуса на станцию. Купили в кассе билеты во Вьентьян.

Утепленный Натахен кокетничает:

Автобус в Лаос:

Наташе стало жарко и она сняла куртку:

Доехали очень быстро до границы. По сути Нонг Кхай и Вьентьян стоят по разные стороны Меконга и являются приграничными городами. Переход из одного государства в другое простой и расслабленный, в Лаос по штампу, пограничники в будке улыбаются Наташе, она тыкает пальцем в их фотокамеру, очереди на паспортный контроль из нескольких человек.

И вот высаживаемся на автостанции во Вьентьяне, тут же берем мелкий лаосский тук-тук (ужасная тарантайка :)) до тайского посольства. За двойную стоимость по неопытности (40 тыс кип - не делайте так, платите 20!)

И вот через минут десять нас привозят - тадам! - к закрытым дверям посольства 🙂 Сегодня же воскресенье 🙂 У меня из головы как-то совсем вылетело, что в воскресенье посольство может не работать. Ну, Азия же, сервис, все дела... Почему бы не потрудиться на благо туристам 🙂 Но вот нет.

Поскандалили с Дмитрием конечно, пораспугивали робкий лаосцев своей экспрессией. Ребенок уставшая, тоже вела себя не идеально. Но ладно, пошли искать жилье. У меня в голове осталось что-то вроде "там полно отелей", но где именно их полно, я как-то пропустила. Походили немного по ближайшим улицам, поменяли денег, заселились в итоге за углом от посольства за 500 бат в сутки. Дешевле в этом районе не нашли ничего. Да и вообще мало нашли и искали недолго.

Номер страшный, в лучших традициях страшилок об Азии. Красная цена ему 200 за ночь. Зато. Зато можно посмотреть Вьентьян! У нас неожиданно нарисовалось время для этого! Довольно удачно.

Натахен с папой отдыхают после автобуса. Кому-то надо полежать, а кому-то наоборот, побеситься:

Не знаю, может у нас очень устойчивый и выносливый ребенок. А может они все на самом деле такие. Это вот двухлетний карапуз после ночного автобуса и нескольких часов границы:

А потом мы собрались с силами и пошли гулять по Вьентьяну:

Сразу за пиццерией и направо - тайское посольство. А Наташа разглядывает лаосскую елку:

Зашли поесть вот в эту самую пиццерию. Дима эту сеть очень любит. Но везде она очень дорогая. Счет был бат на 700 кажется. И это проходная сетевая фастфудная еда. Для Лаоса неплохо конечно. Наташе принесли детскую посудку:

Про Вьентьян многие пишут, что городок совсем никакой. Не согласна! Это конечно не Нью-Йорк, но местечко милое и тихое и приятное. Мне очень понравилось по нему гулять.

И посмотреть в принципе есть что. Не Тадж Махал, но опять же, приятно для разнообразия. Открытки с таким видом я в 2012 году отправляла с юга Лаоса в Россию, родственникам и друзьям. Других в почтовом отделении не было, только один вариант 🙂 С тех пор мне очень хотелось это увидеть вживую. Done!

Наташа, правда, проспала практически всю прогулку на мне, в рюкзаке. Рюкзак мы в этот раз заюзали конкретно. Год с лишним назад, прошлым летом, я читала Наташе нудные лекции о том, как маме тяжело ее таскать в слинге и что давай-ка в коляску 🙂 Помню, еще в Сингапуре было очень тяжело таскать полугодовалого ребенка на себе. А потом Наташа выросла и выяснилось что таскать ее в рюкзаке все же удобнее, чем постоянно таскать по бездорожью и ее и коляску 🙂 Так что отлично мы погуляли и проходимость не пострадала 🙂

Смотрим закат на Меконге, на набережной:

Хотела сделать семейный портрет на закате, но Дима заленился, обещал сфотаться красиво семьей в Ванг Вьенге, но там мы об этом забыли. Эх, нет теперь у нас красивого семейного портрета из Лаоса.

Вернулись вечером без задних ног в отель. Утром проснулись заранее, но Дима до конца не верил, что в посольство будет большая очередь. Пока не вырулил из-за угла прямо к толпе народу у ворот посольства 🙂

Ушлые помогалы за 200 бат фотографируют на документы у стеночки здания напротив посольства, выдают для этого всем одну и ту же реквизитную рубашку. Анкету еще заполняют за тебя за эту цену.

Нам предлагали услугу по подаче документов за 2, а потом и за 1.5 тыс с человека. Но мы, несмотря на огромную очередь все-таки решили не торопиться с раздачей денег.

И чудо таки произошло 🙂 После того, как отстояли очередь за талончиком (минут 40, наверно) добрая тайская тетенька отправила нас сдавать паспорта без очереди, т.к. мы с ребенком. Вот это сюрприз 🙂 Приятно! Ребенок меж тем во время ожидания очереди бегал, валялся на газоне, разглядывал муравьев и строил глазки окружающим 🙂

Кстати, на территории посольства есть будочка с натуральным кофе и всякими пирожками к нему. Только цены еще менее гуманные, нежели в соседней сетевой пицце. Кофе капучино стоит 16 000 кип. Сначала я перевела это в баты как 30, но нет, это скорее 60 с лишним бат. То есть дороговато. В Паттайе на автостанции Дима покупал капучино по 35 бат. Кипы в баты я переводила таким образом: берем цену, отбрасываем два нуля, делим на два и берем чуть поменьше получившегося. Точный курс такой: 1 бат равен 250 кипам.

В общем, мы на радостях пошли в пиццерию Green Leaf напротив нашего отеля. Там тоже дорого (особенно учитывая что это Лаос) зато очень мило:

А потом пришла очередь выполнять следующий квест. Надо уехать в Ванг Вьенг. Тут мы немного дали слабину. Выселились из отеля, поймали тук-тук за 35 000 кип до той же автостанции, на которую мы приехали накануне. Я сама лично видела там расписание, согласно которому в 13:00 оттуда уходил последний в этот день автобус в Ванг Вьенг. Но при подъезде к станции к нам тут же подскочил помогала и авторитетно заявил что автобусов в ВВ сегодня не будет и едьте на северную станцию. О существовании Северной я тоже знала. И тоже были у меня легкие сомнения насчет местного автобуса в час дня. Будет он, нет, медленный, последний. Как-то туманно. А с северной точно ходят вэны каждый час в Ванг Вьенг.

Посовещались немного с Димой, опять попыхтели, поехали с тем же тукером на северную. Ехать в тарантасе долго и муторно. Наташа заснула 🙂 Привозит нас в какой-то дикий медвежий угол с дикими тук-туками и говорит что вот садитесь и едьте в Ванг Вьенг на ЭТОМ. Ну то есть это как тайский тук-тук, открытый. Да как же на этом можно три часа ехать? Дима отказался 🙂 И, что характерно, не вылез никуда. В меру интеллигентно и твердо сказал, чтобы вез нас за оговоренную цену куда договаривались 🙂

Я молча заводила глаза в потолок и вздыхала в течение всей сцены. Дабы не усугублять 🙂

Ну, еще минут 10 потряслись по пыли и таки привез он нас на Северную. Вежливо пожелал хорошей дороги 🙂

Вот такой тук-тук был:

Нашли вэн до ВВ, довольно дорогой, около 200 бат кажется стоил. Тут же еще рубль складывается параллельно ходу повествования. Только успевай умножай 🙂 Так что я походила мрачная по станции, отметила что тайский йогурт тут дороже чем в Тае и не солоно хлебавши пошла занимать место в вэне. Лаос, он такой. Тут вечно кажется, что все дико дорого. Отчасти так и есть. Бедные страны дороги для не трешового туризма. Еще у нас тут все время заканчиваются деньги, все время надо менять 🙂

Зато сели и поехали в Ванг Вьенг, хоть это радует. Виды по пути:

Остановка в середине дороги:

Лаосская глушь:

Половину дороги идет абсолютно плоский рельеф, а вторую половину - с поворотами и уклоном в серпантин. Меня укачало. Наташа всю дорогу не спала. Выспалась в трешовом туке потому что 🙂

Кое-как доехали до Ванг Вьенга. Там как раз закат начинается. По наитию вылезли из вэна, пошли куда глаза глядят. Зашли в первый попавшийся гест. Там озвучили цену в 160 000 кип за номер. Дороговато. Это больше 600 бат. Да еще если бат умножить на два... Ух. Пошли по улице дальше. Через один отель вижу название: Orchid. Не знаю, может их в Ванг Вьенге сто штук, орчидов, но я про него как раз в случайном отчете читала, когда накануне решила погуглить хоть что-то про это место. И вот Орчид хвалили. Зашли. За номер просят 60 000. Вау! Просто, но мило. Две кровати большие. Трогательно спросили, - "вы семья?" Нет, случайно все втроем встретились пять минут назад 🙂 Хотя да... Тут же бекпекеров куча, они кооперируются для пущей дешевизны.

С балкона отеля хороший вид на горы открывается:

Собственно, это весь номер:

На бОльшей кровати спали мы с Наташей. Я даже замерила ее локтями, показалось, что она больше нашего паттайского кинг сайза 🙂

Наташа тут же по-хозяйски расплела цветочки из полотенец:

Пошли с Наташей к реке, погуляли немного:

Дима нам с балкона машет:

Проводили солнце, сидя на балконе номера. Кто с пивом, кто с йогуртом 🙂

Пошли в кафе на ужин. В паре десятков метров от нашего отеля. Ура-ура, подушки! Очень люблю этот формат. Правда, вопреки стереотипам, что во всех кафе ВВ крутят только сериал друзья, в этом крутили агрессивный мульт для взрослых. Не помню название. Младенец с мамой мочили друг друга из всех видов огнестрела, а потом резали ножами в полете. Мне не нравится, когда такое попадается на глаза ребенку. Лучше бы это были Симпсоны.

В остальном, посидели очень хорошо. Наташа, правда, ничего не ела. Вернее немного поела не того, что заказали ей, а Диминого пустого риса и чуть его же картошки. Пошли спать с ней. Дима остался в кафе, горевать по рублю за моим ноутом 🙂

На следующий день рассвет был облачным:

Сходили с Наташей за продуктами. Продуктов не ахти в радиусе десятков метров от отеля. И весьма прохладно с утра. Пока я примеривалась к завтракам в кафе, Наташа написала в штаны и мы пошли кушать печеньки в номер 🙂 Памперсов я взяла ограниченное количество, поэтому дневные прогулки проходят в рассчете на сознательность ребенка. Сознательность через раз дает сбой 🙂

Сидели мы сидели в номере, собирались-собирались и наконец, когда уже стало жарковато, а не прохладно, как с утра, вышли гулять и искать пещеры. Пещер, благо, тут завались. И через одну - с лагуной. Вот мы и пошли... По пыльной дороге:

Идти было жарко, пыльно и неудобно по мелким камням. Нас предлагал везти коллективный тук-тук, но помятуя о курсе рубля, отказались 🙂

Правда, вот эта картина нас совсем деморализовала:

Надо сказать, даже на очень близком расстоянии от ВВ, вдоль дороги постоянно попадаются указатели на пещеры. То вправо то влево. Но я все хотела дойти туда, куда все едут на многочисленных арендованных средствах передвижения: и велосипеды и байки и даже квадроциклы. Но вот пыль... Мы сдались и свернули влево. Указатель обещал пещеру с лагуной в 400 м.

Идти стало сразу намного приятнее, как только мы свернули с главной дороги. Тут тишь, благодать, пыли нет. Пришли вскоре к такому вот домику. С нас там собрали по 10 000 кип типа за билет и еще за 3 000 взяли фонарик.

Прошли через крестьянский огород и уперлись в бамбуковый мостик:

Дима сказал, что и сам через него не пойдет и ребенка не пустит. Так они и остались сидеть под кустом, смотреть на коров. А я пошла смотреть лагуну. Потому что в пещеру одной мне как-то стремно лезть 🙂

Лагуна оказалась очень милая. С грустью представила, как бы мы прекрасно втроем тут поплескались. Хотя на указателе было написано, что вода холодная, на самом деле вовсе нет, просто не выраженно теплая, а так даже ноги не сводит и нет неприятного ощущения холода когда заходишь. Мне так понравилось, что даже запилила лук на фоне:

И это дурацкое чувство, когда понимаешь, что за пять минут ничего с семьей без тебя не случится, но при этом полностью насладиться местом не можешь. Потому что как же она там 🙂 А ведь еще Эверест не покорен, эх...

Попрощалась с лагуной с надеждой на встречу когда-нибудь. Так хотелось показать ее Наташе 🙂 Теперь в путешествиях есть новый смысл 🙂 "Наташа, это - рисовые поля 🙂 А это, Наташа, культиватор!" Хехехе 🙂

Ребенок тем временем смотрел на коров сидя у папы на шее:

А потом мы пошли обратно, а Наташа заснула. Вот такие машинки с безумными корейцами гоняли по пыли:

Корейцев в ВВ очень много почему-то. Даже надписи на корейском везде. А русских не видели вообще ни одного.

Вернулись в город. Если это можно так назвать 🙂

Поспали с Наташей немного в номере. На закате пошли в то же кафе, но места не под телеком, а с видом на горы. Супчик взяла Наташе, а он оказался острый:

Но она из него все равно съела помидоры 🙂

В кафе наблюдали реалити-шоу "падение рубля", глядя в монитор. А вокруг показывали отличные виды и закат. Это настраивало на исключительно философский лад:

Наташе все нравилось, она пила папину водичку и бульон от супа. А памперсов нужного размера мы так и не нашли утром в продаже. Сначала ребенок щедро вылила воду на стол, потом написала на матрас... Но посидели таки исключительно душевно 🙂

Маленький тайфун 🙂

Дима наблюдает падение рубля онлайн:

Я взяла под конец кофе, а он оказался натуральным. В результате полночи лежала на кровати, подсчитывая, насколько мы теперь бедны 🙂

Утром сели в автобус до Вьентьяна. Билеты накануне купили рядом с отелем. Доехали нормально, серпантин с утра немного получше переносится. Наташа заснула ближе к Вьентьяну. Пришлось разбудить.

Автобус из Ванг Вьенга во Вьентьян:

Из центра города до посольства доехали опять на туке. Опять очередь, но теперь не страшно, мы к открытию прибыли. Взяли номерки, мы 70-е. Зашли в зал, где отдают додкументы, все толпятся. И тут по громкой объявляют, что первыми забирают документы люди с детьми. А дима именно к этому окошку ближе всех стоит. Очень удачно 🙂 Получили паспорта первыми, на радостях опять пошли сидеть в Green Leaf, пиццерию, где были после подачи документов. Попили кофейку, Дима опять поменял денег. В Лаосе все время приходится менять деньги 🙂 Кажется, что у тебя их куча, а все быстро заканчивается 🙂

Приехали на туке на станцию, все ту же. Уже скоро конец светового дня, даже прохладно. Дима перепутал курсы валют и цены и наменял слишком много денег. Купили еды немного и сувенирную корзинку. Хотя теперь не известно, может доллар уже по 100 рублей и лаосская корзинка с автостанции слишком дорога для нас 🙂

Прошли границу в обратном направлении. Из Лаоса с нас еще где-то по доллару взяли не ясно за что. На тайской стороне сразу стало как-то спокойней и проще 🙂 Купили на автостанции Нонг Кхай билеты на ночной автобус до Паттайи. Не в вип салон, ибо не было.

Кондиционер в автобусе лютый, конечно. На голову пришлось накидывать Димину флиску. Иначе не выжить 🙂 Ну и надели на себя вообще все что было 🙂 Спалось тоже хуже, чем в вип салоне, но тем не менее, на следующий день мы по приезду спать не ложились, гуляли до вечера.

Приехал в Паттайю автобус очень рано, еще темно. Слезли на Сукхумвите, посидели немного в ожидании. Подъехали на автобусе до Районга. Дальше подошел как раз наш тук-тук, доехали до дома отлично.

Эх, люблю я дороги и движухи. Каждый месяц бы такое развлечение дней по несколько. Было бы замечательно!