Из Камбоджи в Лаос и остров Дон Дет

Какой же это кайф, скажу я вам, - откусить большой и сочный кусок от спелого, вкусного помидора! Вай! Я дорвалась до счастья - пошла и купила себе помидорчиков в супермаркете. Благо в Хуе есть супермаркеты, в отличие от лаосских деревень на Меконге… Это вам не полупрозрачный бледный ломтик в салате, который и вкуса-то уже не имеет. Няяяям…

Ой, что-то я не о том.

Аааа, какой кошмар, я в интернете уже часа 4, а все никак не приступлю к написанию мемуара. Все какой-то фигней занимаюсь. Например, посчитала, глядя на карту, сколько еще стран я хотела бы увидеть. Не то, чтобы “я тут случайно оказалась на границе, ладно уж, зайду”, а прям хочу. Оказалось, чуть больше 50. Ну что, есть занятие на ближайшие годы! В Африке, кстати, таких стран всего несколько, а в Америках - практически все 🙂

Так, ладно, на чем я остановилась…

14 апреля, день 26

Мы встали в 4:30, а у дежурного по отелю будильник зазвонил в 5 - помнит, что нам надо дверь открыть. Только вышли за ворота отеля, а там в полутьме Ним опять стоит. Спрашивает, куда мы 🙂 Трудолюбивый дяденька. Встает каждый день в 4 утра и дежурит у отелей, вдруг туристы захотят спонтанно поехать в Анкор. Кроме него, кстати, больше нет водителей. Поболтали с ним, пока ждали минибас. Приехал он уже с двумя туристами на самых козырных местах. Пособирали других пассажиров по отелям, всем даже места не хватило, пришлось ужиматься. Привезли к остановке автобуса, как раз около отеля с бассейном на крыше, в центре города. Говорят, надо поменять наши “филькины грамоты” на настоящие билеты. В т.н. турагенствах, которых полно на улицах с гестами, выдают рукописную квитанцию на маленьком бланке. Взяла билеты. Их почему-то 4. Типа, надо будет делать пересадку, написано, что в 9:45. На других билетах написаны места - 9 и 10. Заходим в автобус, а на наших местах парень. Дима ему говорит, что это наши места. Тот - вам все равно пересадку делать, какая разница, садитесь на другие. Но Дима настоял 🙂 Через пару минут туда, куда сместился местный парень, пришел европеец. Но тот настаивать не стал, просто сел на свободные.

Автобус грязноватый, но в рамках приличия. Кондей, правда, лютый. И выключить никак нельзя. Не люблю такую систему. Можно только по максимуму постараться отвернуть от себя поток холодного воздуха. Через пару часов замерзла как цуцык. Некоторые туристы поумнее, взяли с собой теплые шмотки. А я как всегда забила и все сдала в багаж.

Через некоторое время останавливаемся на завтрак. Правда, воняет в кафе аццки и видно как девушка с мягко говоря не очень чистыми руками перекладывает, сидя на корточках рис из чана в тазик. Ковшом каким-то. Не, тут мы кушать не будем 🙂 Хотя местные едят. А я лучше просто погреюсь и посмотрю, как на ветке дерева у дороги растет дуриан.

Еще одна дурная особенность (кроме лютого кондея) местных автобусов - тупые и очень громкие фильмы по телеку. За что азиаты так любят фгмную и орущую мутоту - загадка. Но в нашем автобусе не только евротуристы, есть и местные. Им поставили эту тошноть на полную громкость. А когда она кончилась - их аналог петросянщины. Помпезная сцена, там два человека, обычно мужчина и женщина. То что-то юморят, причем часто нараспев, вроде частушек, то орут и кривляются. Местные ржут. УЖОС. И долго. Но еще хуже - народные песнопения, которые были потом. Потому что страшно не мелодичный язык. И мелодии тоже не мелодичные, надо сказать 🙂

Тем временем незаметно по обочинам насобирали народу, уже сидят на маленьких пластиковых стульчиках в проходе. Ну да, всем же ехать надо, не только евротуристам. И водителю заработать хочется поди.

За окном местность абсолютно ровная и деревенская. Домики деревянные в основном и на столбах. Самые бедные в виде сараев с дырой вместо окна, самые богатые похожи на виллы. Кстати, такая бы и в подмосковный дачный поселок неплохо бы вписалась. Есть что-то общее, видать, во вкусах.

Лесов как таковых нет, похоже на то, что их свели. В основном отдельностоящие деревья и кустарник. При деревнях попадаются огороды и плантации. Есть что-то вроде садов или рощ, посаженное ровными рядами, но не поняла, что за деревья такие.

Уже и забыли про пересадку, а вот и она. Правда, намного позже заявленного времени. Новый автобус еще выше прежнего, с тонированными окнами и в нем можно закрыть кондей над собой. Отлично, а то я уже сильно подмерзла.

Через некоторое время опять остановка в очередном вонючем кафе. Жара страшная. Европейцы зачем-то поломились покупать себе зеленые манго с витрины. Девушка их чистит прямо тут же и режет. Не, я б такое не стала. У меня, тем более, бананы есть, купила в Сием Рипе и теперь ими питаюсь 🙂

Почти сразу после Стунг Тренга случилась граница. Жара на улице страшная. Вылезли вместе с бутылкой воды. Как оказалось, очень правильно. На часах около половины четвертого, а такое пекло. Граница представляет из себя два сарая по разным сторонам дороги, разделенные шлагбаумом. И какие-то еще навесы сбоку, где непонятные местные люди телек смотрят.

Первый сарай слева, идем к нему. Несколько деловитых людей в форме просят по 2 доллара с человека и быстренько проставляют штампы на выезд. С чего это им денег давать - не ясно. Но по всей обстановке видно, что вопросы и торг здесь - неуместны. Отдали заполненные анкеты на выезд и деньги, получили штамп. Почти без очереди.

Идем за шлагбаум, к сараю справа. Нам для въезда виза не нужна, мы на коне. Правда, опять просят 2 доллара. Я даже в окно засунулась поглубже - чего-чего два? В окне, кстати, кондей и прохладно. А с виду по этому сараю и не скажешь 🙂 Видать на поборах с туристов организовали себе комфорт. И анкету дают для заполнение. Ту ее часть, что для выезда, таки прилепили мне степплером к странице паспорта.

Пока евротуристы заполняют длинные анкеты и получают визы, сидим в теньке на бордюре клумбы, смотрим, как местный народ болеет за что-то, показываемое по телеку. Вот уже сколько это вижу, а все никак не могу привыкнуть, когда телевизор стоит прямо на улице 🙂 Столько стереотипов в голове, ужас 🙂

Всего на переход границы ушел где-то час. Хотя у нас лично - минут 20 🙂 Просто долго ждали остальных.

На лаосской территории дорога заканчивается, ее тут только прокладывают, асфальт даже не начали класть. Садимся в уже нагревшийся до невозможности автобус, объезжаем стройку. За ней дорога есть, но плохая.

Водитель только сигналит постоянно. Распугивает мелких участников движения, когда идет на обгон. Спать мне мешает. И резко тормозит перед мотобайками часто. Ибо их много и они хаотичные.

Уже совсем вечером, на закате (а выезжали на рассвете, ололо) нас высаживают на обочине, на повороте к парому. До него где-то около пары километров.

Тут же нарисовывается какой-то человек, который всех вышедших евротуристов загоняет в грузовичок со скамейками. Типа филиппинского джипни. По количеству народа вижу, что всем мест не хватит, поэтому сразу лезу внутрь. Замешкаешься - придется на крыше ехать, куда сейчас рюкзаки пакуют. А мне туда не хочется.

Туристы, собравшиеся вокруг нашего “такси”, все одинаковые, как на подбор. Люди вокруг 30, с рюкзаками, в меру потрепанного вида. Много девушек. Парень им командует с крыши, чтобы кидали рюкзаки. Мы не можем, - говорят. Но как-то все уложились, разместились. Часть на крышу полезла.

Следующий номер - парень полез собирать за проезд. Вообще-то нам при покупке билета говорили, что стоимость парома включена. Врали. Парень молодой и балаболистый, может и пьяный, а может просто веселый. Но вид скорее пьяный. Собирает со всех по три доллара. Сегодня все нас хотят обобрать за просто так!

Даю 50. Сдачи у него нет, пишет на бланке билета “44″. Приедем в мой офис, говорит, отдам. Ну ладно, не одни мы такие в кузове. Трогаемся.

Вокруг носятся и гудят похожие повозки, набитые очень веселыми людьми, мотороллеры с празднично настроенными местными и вообще невооруженным глазом заметен некоторый нездоровый движняк. Не нравится мне все это 🙂

Я надысь прочитала в интернетах, что есть камбоджийский Новый год. Так вот, там было про обливания водой. И туристов тоже.

Поэтому когда нас первый раз обливают из встречной машины, я не удивляюсь. Главное, чтобы не прилетело полное ведро воды на рюкзак с техникой.

Некоторые туристы, правда, не знают традиций. Удивляются 🙂

Немножко проехались и неожиданно встали. Парень радостно объявляет - сломались. Бежит назад, сажая за руль какого-то азиатского перца из кузова. Вроде был турист, но может и местный, не разобралась. Сам командует: так, все бойфренды, вылезаем, толкаем машину. Вот, блин, были бы тут одни русские, это еще был бы вопрос, “толкаем” или нет. А европейцы-то покладистые.

Девушки, правда, оказались не очень феминизированными. Толкать не полезли. Некоторые повылезали и рядом шли. А некоторые и остались 🙂 Тоже хотела вылезти, но особо некуда, вся машина облеплена толкающими “бойфрендами”, неудобно 🙂

Таким макаром немного проехались, как мимо едет такая же повозка, с развеселыми туристами, которая готова взять нас на буксир. Делов на минуту - кинули трос, привязали. Едем. Балаболистый парень висит на закорках, что-то вещает. Вдруг у него упало что-то. Соскочил на полном ходу, поднял и ну догонять. Пока докричались до первой машины, пока остановились, - хорошую он пробежку сделал. Больше не трындел 🙂 Сидел в уголочке, отдышаться пытался.

Быстро приехали в поселок. Музыка орет, толпы народа мечутся во всех направлениях. Местные из всего что есть обливают туристов. А есть у них даже шланги.

Часть народа побежало в АТМ. Но мы предпочли идти с парнем в его “офис”. Который выглядит как стол на обочине под навесом. Там какие-то тетки местные уже стоят, показывают нам на калькуляторе 7500. Вокруг евротуристы, галдят и тянут руки с “расписками” к парню. Мы с Димой от всего этого сильно фалломорфировали (как говорят мои друзья 🙂 ). И я даже высказалась с характерной интонацией. После этого тетка написала на калькуляторе 7700 и до нас дошло, что это курс обмена долларов на местные тугрики. Как они называются, я напрочь забыла. К слову сказать, в интернетах писали, что курс вообще-то скорее 8000 за доллар, чем вот столько. Дима сурово скомандовал трясти с парня баксы. Правда, тот сразу отдал. Мокрые и грязные. Ну ладно.

Дальше, пригибаясь, пряча рюкзак и пытаясь проскочить незамеченными, но все-таки временами одупляемые порциями воды из шлангов и ведерок, бежим через это шапито, поскальзываясь в грязи, к темной пристани.

Дима негодуе. Вопрошает, куда это я его заманила 🙂 Так… Меконг-батюшко же! Достопримечательность 🙂

Правда, его не видно совсем. Темно. Парень опять командует. Все, у кого есть билеты (а присутствуют и люди из буксирующей нас машины) - стройся и заходи в лодку. Темно, парень с другом смотрят у каждого билет. Пьяные евротуристы из первой машины надыбали где-то обливалку и нещадно атакуют. Штрейкбрехеры, блин.

Ну ладно днем, в жару. Оно может прикольно. Но от реки и так очень влажно, потно, мокрая одежда мерзко липнет к телу. Ветра нет совсем. Намокшие рюкзаки тут же грязнятся в пыли, которая превращается в липкую грязь. К тому же, они заметно тяжелеют.

Под обстрелом и в полной темноте рассаживаемся в длинную лодку, по мокрым и грязным скамейкам. Рюкзаки наваливают спереди, на пол. Главное, не потонуть бы 🙂 Рядом кто-то из местных плавает в темноте, фыркает. Воняет тиной и сыростью. Пьяные туристы сзади балаболят.

По Меконгу плыть недолго, минут 15. Звезды горят, красиво. Лодки плавают почти совсем без огней. Так, посветит кто-нибудь фонариком периодически. Надеюсь, у местных хорошее ночное зрение.

Причаливаем к острову Дон Дет, на песчаный широкий пляж. Ура! Мы наконец-то доехали!

Но не все так просто. Для начала - у нас совсем нет местных тугриков. В Камбодже мы привыкли, что доллары в ходу наравне с местной валютой. Но тут порядки другие. В супермаркете размениваю для начала 5 долларов, по 7700, чтобы купить воды. Заодно хватаю пакет с четырьмя огромными огурцами - кормить, судя по всему, сегодня уже не будут 🙂

Вода стоит 5000, маленькие напитки тоже все в эту цену. Бутылка пива - 1200. Тетка в супермаркете, меняющая деньги, шибко на вид нелюбезна. Прям как наши советские работницы продмагов. И габариты те же. Ну, может праздновать хочет.

Идем искать жилье. Тут тоже праздник, музыка гремит, местные пиво пьют и танцуют по кабакам. Своим, надо полагать. В нескольких кафе кучкуются туристы, такие места забиты ими под завязку. Хорошо хоть, до обливания водой руки доходят только у детей, а от тех сбежать несложно.

Мыкаемся по деревне туда-сюда. Все, кто по идее должен нам показывать комнаты и селить в них бухают пиво и веселятся. Да и найти хозяина никак не представляется возможным. Нарезаем круги по влажной духоте. Не одни мы, многие туристы с нашей лодки тоже не могут найти жилье. Дима начинает нервничать и предлагать сдаться 🙂

Наконец подсматриваю, как пара туристов выцепила девушку, показывает им “хатки”, т.е. бунгало. Правда, Дима не хочет бунгало. Но покрутившись еще немного, решаем все-таки посмотреть. Пока он смотрит, меня неожиданно сожрали кусучие мошки. Не очень хочется жить в таком месте, но что делать.

Нам жилье показывает бабушка, которая уже сильно “под катом” 🙂 Во всех смыслах 😀 Во-первых, жует эту красную гадость, во-вторых, вид имеет весьма осоловелый. Говорит очень невнятно, но вроде как 30 000 за домик. А в долларах - 5. Не, как-то не сходится 🙂 Пусть уж будет лучше 30 000.

Просто говорим, что ночуем тут. Бабушка соглашается и уходит. Обстановочка как на Ко Чанге - есть кровать и четыре стены 🙂 Хотя нет, еще москитная сетка над кроватью висит. Это хорошо.

Правда, у входа вилось какое-то огромное насекомое. Дима его раздавил с громким звуком. На следующий день труп насекомого у двери полностью облеплен муравьями.

Оставили вещи, пошли на разведку - может, на все-таки покормят? Но нет, безнадежно. Все заняты празднованием, никто туристу ужин готовить не хочет.

Зашли в еще один супермаркет. Там тоже продавщица смурная, деньги протягивает не глядя. Может тоже устала, перетрудилась. Бывает в праздник 🙂 Дима купил пива, от стрессу и водички.

C пакетированными тут плохо - большие стоят немеряно, а маленькие на вкус тот же “Зуко”, хоть и написано, что натуральный.

Делать нечего, пошли в домик, ужинать бобами из банки, которые я очень мудро прихватила в супермаркете Сием Рипа, остатками соленого арахиса, купленного в дорогу и большими огурцами 🙂

Прямо за картонной стеночкой нашего дома орет музыка в кафе. Но мы с Димой уже знаем, что народ тут встает с рассветом, так что долго вечером не протянет. И точно, часов в 11 вечера все смолкает.

15 апреля, день 27

Рано утром уже движняк вокруг дома - петухи орут, хозяева кафе нещадно гремят посудой и кричат. Открыла глаз - солнце неожиданно красиво просвечивает через циновочные стены домика, оставляя на москитной сетке нежно-золотые солнечные круги. Стена выкрашена изнутри голубым, но не очень ровно, проглядывает ее природный желтый. Москитная сетка тоже голубая, с золотыми солнечными бликами. Красиво как! Сразу настроение отличное. Все-таки я визуал и эстет 🙂

Хотя проснулась рано, встали только в 8. Приятно валяться в солнечных лучах в сразу таком уютном домике.

А вот удобства при жилье все-таки ужасные. Махровая деревня с дыркой в полу и ковшиком. Да еще и огромный жук-рогач прям на самом фаянсе сидит, ужас. И душ феерически грязный. В основном стены и раковина. Ну, и все это на хозяйском дворе, где куры бегают, в дальнем углу. Вода, естественно, только холодная, но тут такая жара, что это нормально.

Пошли на завтрак, имея большие планы на день. Экскурсии там, то-сё. Местные уже в половине десятого бухают по кафе опять. Едят большую и аппетитно выглядящую рыбу гриль под пиво. Пришли в поисках места для завтрака к пристани, благо тут недалеко, метров 100. В кафе напротив супермаркета много евротуристов. Все те же бекпекеры одинакового вида и возраста. Прям идеальная выборка. Даже чувствую себя немножко чужой на этом празднике. Русских с самого Сием Рипа не видела ни разу. Сплошной праздник европейской молодости. А мы все-таки немного другие по менталитету, не совсем вписываемся.

Разменяли для завтрака 20 долларов у все так же не любезной девушки в супермаркете. Сервис тут ниже плинтуса. В кафе долго не несут заказ. Хотя вроде простые вещи все. Потом принесли мой шейк на соседний столик. Надеюсь, никто от него не успел отпить.

Принесли лаосский кофе. Первый глоток еще ничотак. Но я просила с молоком, а это черный. А молоко, говорят, “инсайд”. Хе, как напоминает Индию 🙂 Перемешала - действительно, на дне сгущенка. Но лучше было не перемешивать. Теперь кофе ужасный. Интересно, а они сами-то такое пьют? Или только туристов травят?

Кофе стоит 8000, шейк - 7000, сендвич с тунцом - 18000. Омлет - тоже 18000. Причем и за яйцами и за помидорами и за багетом и даже за консервированным тунцом бегают в супермаркет напротив 🙂

Я и сама хотела там помидоров купить, но уж больно в большие пакеты они нафасованы. Дима еще хочет лайм для текилы, но они тоже в больших пакетах, а один мне продавать угрюмая тетка отказалась. Весь пакет стоит 15000. Но мы столько не съедим 🙂 Хотя есть идея выжимать их в воду, на жаре будет отлично, но лень морочиться.

Позавтракали на 58000 (7.5$), вот сразу и наменянные деньги куда-то кончились.

Почитали на объявлениях, сколько стоит автобус в Чампасак - от 45 до 55 тыс. кип. Вчера на меня что-то нашло и называла их “сомами”, перепутав с, кажется, узбекской валютой. Местные дивились 🙂

Объявления об автобусах есть, а продавцов нигде нет. Так что ничего не купили. Есть еще предложения взять каяк, шину (плавать на ней) или тур на лодке по Меконгу но, опять же, нет людей, которые бы были заинтересованы в наших деньгах 🙂

Тубы и велы - примерно по 1$ за день. Вернее, велы стоят по 10000.

Прошлись сначала за пристань. Там есть хороший отель, но очень дорогой - по 250 000 за комнату. Но вид отличный. Правда, нам сказали, все номера заняты. Вай, только я размечталась 🙂 Нашли кафе, где хорошо смотреть закат. Взяла его на заметку. Вернулись на главную улицу. Еще нет 12, а уже печет ужасно. Купила себе шляпу за 16000, сторговав тыщу по привычке и заодно прихватив из холодильника холодненькой сладкой газировки за 5000 (мелкая сладкая вода и большая обычная - вся по 5000). Теперь прошлись вдоль левого берега острова, по деревне. Тут уже больше дома местных, нежели гесты. В некоторых местах, несмотря на довольно ранний час, гремит музыка и люди танцуют с бутылками пива. Умеют веселиться, нечего сказать 🙂

Пытаемся разузнать что-нибудь про катание на лодке, но безрезультатно. Мало кто говорит по-английски. Нас окликает занятная пара пожилых европейцев, тусующих в одном из кафе. Дедушка очень колоритный - с длинной белой бородой, заплетенной в косичку. Рассказывает нам, насколько далеко до водопадов на соседнем острове, показывает карту. У него целая самодельная книжка с FAQ по этим местам. Живут тут, судя по всему. Дедушка пытается меня научить говорить спасибо по-лаосски, но я осилить не могу. Милые люди. Благодарим и уходим.

Ждем закат, валяясь в гамаках на нашей веранде. Гамак - дело опасное. Вроде прилег на минутку, а провел там несколько часов, ничего не делая. И, главное, хорошо так! И мыслей никаких, одна эйфория. Гамак - бисова штука 🙂

Пошли на пристань, в надежде, что какой-нибудь лодочник одуплится покатать туристов на закате и заработать бабла. Какое там! Все давно бухают по друзьям. На пляже туристы купаются, смачно барахтаются в Меконге. Не боятся заразы, хочу отметить. Пришли какие-то робкие азиаты, тоже туристы. С шинами. Плавают в них как-то неуверенно. Дима тоже хочет на шину, но прокат уже, кажется, закрылся. Днем нам какие-то парни с лодки махали, но мы протупили и не подошли. Хотя может быть могли бы организовать себе покатушки.

Ладно, делать нечего, никому мы тут не нужны, пошли смотреть закат в Sunset кафе. Где, кстати, нами заинтересовались минут только через 30. Из приличия купили мятный чай и пиво по завышенным тарифам (пиво - 18000). Закат удался. Но лодок с туристами замечено не было. Наверно, все-таки никому это сегодня не интересно 🙂 Все посетители кафе - люди с “большими фотиками”, сплошь тонкие ценители закатов 🙂

На обратном пути зацепились взглядом за симпатичное кафе с официантом-европейцем. Вчера здесь была куча народу, а сегодня вроде пусто. Решили попробовать рыбу на гриле. Стоит 60 000, подается с картошкой фри и салатиком. Жарится, правда, очень долго. Но вкусноты просто райской! Все-таки рыба создана для гриля! А конкретно эта была просто занебесно вкусна 🙂 Но не очень большая, правда.

Перед готовкой парень доставал что-то из морозилки, как раз габаритов нашей рыбы. Неужели? Дима говорит, что мороженая рыба лучше, чем тухлая 🙂 К тому же, все равно очень вкусно. Может и так.

Наели на 105 000 (15$), правда, кипы у нас уже кончились, а парень разменял доллары по 7500. Любезный-то любезный, а про себя не забывает. Зато Дима у него попросил соли отсыпать и лайм дать 🙂 Будет вечером “лизать-выпивать-кусать”, по полному ритуалу 🙂

Забавно, что пока мы сидели, парень свое кафе закрыл. То есть вновь подходящим начал говорить, что все, кухня не работает. Как я понимаю, поварят они с местной женой. Наверно, жене надоело и захотелось к родственникам и пиву 🙂 Хотя в кафе еще много мест и народ часто подходит, но все - кто не успел, тот опоздал на ужин 🙂 Три девушки как-то просочились незаметно, уже сели, меню читают. Те, кто тут давно, косятся с сочувствием, но молчат. Прибежал парень, “выгнал”. Тяжело быть туристом в Новый год на острове 🙂