Из Читвана в Катманду

22 марта, день 77

Опять нас будят в 7 утра стуком в дверь, как и условились. Бежим быстренько собираться и на завтрак, времени у нас мало, скоро уходит наш автобус в Катманду. Уже знаю, что непальский завтрак - это слишком много. Но жадность моя не знает границ, и я заказываю по частям, но опять очень много. Вчера нам очень понравился тибетский хлеб, так что опять его заказываю, зачем-то три штуки. По мере того, как нам приносят все заказанное, понимаю что не смогу это съесть при всем желании. Здесь очень большие порции. Один тибетский хлеб нам заворачивают с собой. Учитывая весь мой предыдущий опыт, думаю, мы его так и не съедим 🙁
За соседним столом все та же пара бельгийцев, оказывается, они тоже сегодня едут в Катманду. Опять нас ждут 🙂 Дима бежит расплачиваться за проживание и питание. 2000 рупий мы наели в кафе, 800 рупий стоят билеты на сегодняшний автобус и по 700 рупий в сутки за комнату. Дима подбегает ко мне: наша комната стоила 450 рупий, так? На ресепшне нет никого, я заплатил за все официанту. Эээ... Ну, вроде по 450, да 🙂
Уже грузимся вместе с бельгийцами в кузов пикапа, нас довезут до автобуса бесплатно, это 2 километра. Уже собираемся отъезжать, когда бежит менеджер отеля: вы не доплатили за комнату! Ой, извините, мы перевели непальские рупии в индийские и запомнили что это будет 450 🙂 Ладно, лучше иметь чистую совесть, чем лишних 500 рупий в кармане 🙂 Машу на прощанье официанту - очень он мне понравился со своей застенчивой улыбкой и постоянными извинениями.
Болтаем по пути с бельгийцами. На парне такая же футболка Quechua как и у нас. Да, говорит, в Декатлоне закупались, а что, в России тоже есть Декатлон? Хе, еще как 🙂 Бельгийцам уже улетать через день, они тут не так много пробыли, спрашивают у нас, долго ли мы собираемся путешествовать. Очень впечатляются длиной наших каникул. Ну, все относительно. Я вот тоже впечатляюсь планами Азиса 🙂
Приезжаем по пыльной проселочной дороге к стоянке автобусов. Бельгийцев грузят в один автобус, нас в другой. Тут много туристов, какие-то тетеньки обнимаются и плачут, прощаясь с местными парнями-гидами. Да, непальцы очень милые ребята, к ним вполне возможно привязаться за короткий срок 🙂
В нашем автобусе не так много народу, в основном туристы. Сначала едем по городу, потом дорога превращается в серпантин. Слева открывается очень красивый вид на мутно-бирюзового цвета реку с берегами из абсолютно белого песка. Она течет по дну ущелья, над которым стенами встают горы. Вдали разного оттенка синевы виднеются в дымке горы. Очень красиво и пока что не страшно. Часа через два водитель делает санитарную остановку и мужички из автобуса ломятся как раз в ту сторону, где можно было бы сделать несколько красивых фотографий. Эх, жаль 🙂
Дальше серпантин становится уже не таким безопасным на вид. К тому же, навстречу постоянно едут грузовики. Очень оживленная здесь трасса. Опять делаем остановку в одном из городишек. Видим бельгийцев, их автобус следует за нашим с небольшим опозданием. Дима возмущается, зачем так много остановок. Это мы уже приучены Индией к длинным переездам, хоть 12 часов в автобусе без перерыва, нам уже все равно. А люди устают 🙂
Продолжаем путь по серпантину. По обочинам все чаще попадаются жилые хибарки, продуктовые лавочки. Много зеленых полей внизу, сделанных в виде террас. Едем по серпантину все выше и выше. Уже страшновато смотреть вниз. Вдобавок, видим сначала перевернутый грузовик, потом грузовик, впечатавшийся в жилой дом на обочине и под финал - автобус, вытащенный, судя по состоянию, из пропасти. Сиденья в нем выглядят бесформенной массой и крыша очень сильно помята, не думаю что у пассажиров было много шансов выжить...
Как-то становится неуютно. Особенно от мысли, что это только первый серпантин из многих гораздо более высотных и опасных предстоящих в наших странствиях по Гималаям. Ладно, лучше наслаждаться видами 🙂
Встречаются и курьезные картины в пути: самосвал, "присевший" на зад, корпус его устремлен вверх под 45 градусов к земле. Причем задние колеса почти на краю пропасти. Как-то он неудачно разгружался. Вокруг стоят местные, чешут репы. Да, сложная задачка 🙂
От Читвана до Катманду 150 км, выехали мы в 9-30, а приехали в столицу только в 15-00. Не очень скоростные тут дороги. Но лучше медленнее и безопаснее.
Первый раз за несколько месяцев видем облачное небо над головой. Даже не поняла сначала, в чем дело 🙂 Вижу, что как-то все странно выглядит, но не понимаю почему. Эх, то ли еще будет... Скоро ведь снег увидим...
Катманду оказывается совсем не таким, как я думала. Довольно новым, несколько этажным, с симпатичными особнячками и довольно чистыми улицами. После Индии выглядит европой. Думала, что здесь будет больше азиатского колорита. А еще здесь довольно плохой воздух. Очень многие ходят в масках на лице, типа спасаются от смога. Дорожное движение очень плотное. Под конец встаем в пробку. Практически все туристы выходят и идут пешком. Меня что-то ломает ходить с рюкзаком по незнакомому городу. Дожидаемся, когда нам объявят конечную остановку. Теперь надо разобраться, куда идти. Вообще вся туристическая инфраструктура сосредоточена в районе Тамель. Наши соседи по автобусу говорят, что тут идти до нашего отеля минут 15. Но нас ломает. Тук-туков, правда, в Катманду нет, но есть много таксистов на маленьких белых машинках, чуть больше нашей Оки. Сначала ко мне подбегает один таксист, зазывает к себе, но я предпочитаю ехать с тем, кто подает машину прямо к нашему рюкзаку и просит всего 200 рупий. Первый таксист обижается: ну я же первый подошел! Но я считаю, что имею право выбирать, кто мне больше нравится 🙂
Едем в отель. Кругом пробки, улочки очень узкие, пешком было бы быстрее, конечно. Зато так проще 🙂 Главное, что тут нет коров на улицах и не плюют красным. Да и чище на порядки. Просто лондОны и парИжи по сравнению с Варанаси 🙂
В забронированном Димой отеле нас приветливо встречают на ресепшне, ведут на 4-й этаж. Комната по 6 долларов с человека. В меру чистая. Простыни откровенно желтые. Менеджер утверждает, что они постиранные, просто здесь очень плохая вода, поэтому такой цвет. Ладно, нам все равно лень искать другой вариант 🙂 Заселяемся.
Сначала идем на ресепшн, где расспрашиваем про туры. Как тут все, оказывается, сложно... После беспорядков в Тибете несколько лет назад китайцы ужесточили правила въезда в этот регион. Самый дешевый тур в Лхасу стоит 500 долларов. Без тура въехать туда невозможно. Мало того, нельзя получить одновременно и общекитайскую и отдельнотибетскую визу. Только тибетскую, на месяц, с обратным билетом. Либо, говорят что это возможно, но не уверены - можно по тибетской выехать в Китай и там визу продлить для путешествия в по Китаю. А еще туров на Кайлаш пока нет. Но даже те, котоые возможны - очень дорогие, от 2000 долларов за человека. Это все очень и очень печально.
Пока общаемся с менеджером, приходит еще один постоялец отеля. Оказывается, тоже русский, из Питера, зовут Сергей. Они альпинисты, пошли впятером, чтобы залезть на вертикальную стену массива Канченджанга, но они с Галиной заболели и спустились вниз. А еще трое пошли дальше, но от них теперь нет никаких вестей, а завтра они все уже должны были улетать. А страховка у них кончилась пару дней назад. Теперь Сергей с Галиной даже не знают, что и делать. Да, грустная ситуация. Будем надеяться на самый лучший исход.
Слегка радует нас во всем этом только то, что нам разрешают бесплатно пользоваться интернетом на ресепшне в отеле. И даже угощают непальским чаем. Да, непальцы мне определенно очень нравятся. Правда, наше счастье через пару часов обрывается - отключают электроэнергию. Я интересуюсь, надолго ли это. Показывают листочек с графиком отключений. Вау, вот это жесть. На каждый день недели свои часы без электричества. В среднем получается, что его отключают утром на несколько часов и вечером. В самый прайм-тайм. А включают обычно к 12 ночи. Ну, хотя бы можно ставить на ночь заряжать электродевайсы.
Когда нет интернета, остается либо есть либо спать. Выбираем первое. Дима видел тут недалеко симпатичный китайский ресторан. Идем туда. Приносят нам меню с китайскими блюдами, в картинках. Дима надолго над ними зависает, все не может выбрать 🙂 Когда делает заказ, официанты кучкой толкутся вокруг него, шевелят губами, повторяя названия. Такое чувство, что они сами видят эти картинки в первый раз 🙂 Переговариваются между собой. Наверно, спрашивают друг у друга: "а чего это вообще такое, как его готовить-то?"
Еда в меру вкусная, я не особо впечатлена. Зато и счет не большой, всего 600 рупий.
По пути обратно заходим в книжный магазин. Какой тут огромный выбор! Особенно мне нравятся красиво оформленные широкоформатные фотоальбомы с видами разных горных массивов Непала и Тибета. Дороговато, но очень впечатляет. Вообще здесь после Индии - просто потребительский рай. Куча симпатичных сувениров, книг, одежды для треккинга и альпинизма, кафе и даже доставка посылок DHL. Круто 🙂
Я покупаю открытки с конвертами, а Дима - карту треков вокруг Аннапурны. Ими и занимаемся весь вечер, планируя маршрут и надписывая конверты с приветами из Непала.