Гейло — Флом — Мюрдаль — Аурландфьорд

Продолжение нашей поездки по Скандинавии в 2007 году.

Предыдущие записи:

Часть 1 — Орешек-Нотебург-Шлиссельбург
Часть 2 — Санкт-Петербург — Хельсинки — Турку
Часть 3 — Стокгольм — Осло
Часть 4 — Осло — Гейло

Официально заявленная программа:

5 день (Норвежские фьорды): завтрак в отеле. Выезд для осмотра Неройфьорда - самой красивой и узкой части Согнефьорда. Для желающих за доплату поездка на поезде по горной железной дороге Фломсбана - шедевру инженерного дела. Будет сделана остановка для фотографирования водопада Чосфоссен, который снабжает электричеством эту уникальную железную дорогу. За доплату можно совершить уникальный круиз на кораблике по Неройфьорду (1,5 часа). Вечером возвращение в отеле в районе Согнефьорда.

План на день: выезд из Гейло к Согнефьорду, смотровая площадка на серпантине, катание по Фломсбане до Мюрдаля, возвращение назад, в городок Флом, катание на лодке по Аурландфьорду, возвращение в отель в Гейло.

Этот день был кульминационным в нашей поездке. Не только чисто географически (после него мы начали возвращение, хоть и через Данию), но и по смыслу. Все-таки самое главное впечатление в этой поездке — фьорды! И потрясающей красоты норвежская природа. Мы, наверно, удачно выбрали время для поездки. Просто что-то невероятное: дорога в горах, проезжая по которой я увидела столько водопадов за два часа, сколько не увижу наверно за всю жизнь, если не вернусь в Норвегию. Хоть это и было начало июня, снег в горах только начал усиленно таять и с каждой скалы, на каждой горе были видны нитки водопадов.

Но это только так кажется, что нитки. На самом деле, это бурлящий поток падающей с сотен метров воды. И все это движется, шумит, вода бежит, солнце светит, снег белеет, трава растет - потрясающе. Наша многоопытная экскурсовод включила музыку Enia под это зрелище. Надо сказать - грандиозно! Музыка так здорово ложится под зрелище, как будто написана специально именно для этой дороги именно в это время. Пробовала слушать Enia дома — ну совсем не то! Удивительно, как музыка и визуальный ряд могут усиливать и подчеркивать друг друга.

Так, открыв рот и затаив дыхание, доехали до смотровой площадки. Где кто-то из нашей тургруппы сделал эпохальный снимок нас с Димой, где мы на фоне фьорда и в расфокусе. Теперь этот снимок у нас на холодильнике висит... Других-то нет... Именно после этого случая я прихватила в следующую поездку штатив и взяла за правило делать наши "семейные" снимки с автоспуска. Метод работает лучше, чем просить прохожих...

После смотровой площадки начали спускаться по серпантину к городку Флом. Откуда идет знаменитый маршрут самой высокогорной железной дороги Фломсбана.
Попутно мы опять проявили самостоятельность. Всей группе предложили ехать кататься на небольшом катере по фьорду, а потом на фломсбану. Не помню почему именно, но этим путем не пошли. Попросили нас высадить и вдвоем поехали сначала по фломсбане, а потом взяли напрокат лодочку и катались на веслах по фьорду. Но сначала железная дорога — настоящий туристический аттракцион. Хотя вагончики внутри очень комфортабельные и симпатичные, никто особо не сидит на местах. Все прилипают к открытым окнам поезда и смотрят-фотографируют пока поезд карабкается в гору и круто заворачивает по туннелям.

Flamsbahn (Фломсбан) — это уникальная горная железная дорога, которая является шедевром инженерного дела, она питается энергией мощного водопада Чосфоссен. Проходит по долине между высокогорной станцией Мюрдаль (866 м над уровнем моря) и местечком Флом, расположенным у устья Аурландфьорда. Поезд преодолевает 20-ти километровый участок, проезжая 20 туннелей за один час. Фломская железная дорога единственная в мире, где поезд делает остановку специально для того, чтобы пассажиры могли полюбоваться водопадом. Строительство Фломской дороги было начато в 1920 году для того, чтобы обеспечить транспортный маршрут к фьорду. Строительство продолжалось 20 лет. Инженеры, изменив встретившееся по пути русло одной из рек, построили тоннель, спускающийся с горы серпантином на нескольких этажах. Основное время ушло на строительство туннелей. Они раскапывались вручную. Крутые горы были главным испытанием, и, для того, чтобы уравнять большую разницу в перепадах высот, было принято решение строить извилистые туннели. Только два туннеля из двадцати, общая длина которых 6 км, были построены с помощью техники. Каждый метр туннеля стоил огромных усилий и месячной работы для землекопов. При строительстве горной дороги в 1898 была построены маленькая электростанция у водопада Kjosfossen, руины можно увидеть до сегодняшнего дня.

Регулярное пассажирское сообщение было начато 10 февраля 1941 года двумя поездами, которые присоединялись к дневным поездам на горной дороге. Время поездки до Myrdal составляло вниз 1 час 05 минут, в то время как подъем поезда в гору занимал на 15 минут дольше. В 50-60-ые годы прошлого столетия Flamsbahn была в списке второстепенных железнодорожных веток, которые находились под угрозой закрытия. Но возросшее количество посетителей со всего мира привело к тому, что этот участок железной дороги является сегодня одним из самых больших и самых сенсационных аттракционов в Норвегии. В 2005 стало ясно, что Flamsbahn установила новый мировой рекорд по пассажирским перевозкам — 470 033 путешественников, а перевозка грузов на этом маршруте сокращена до минимума. Сегодня Фломская железная дорога — это современные вагоны, новый интерьер, уникальное сопровождение гида на разных языках во время путешествия, улучшенные платформы и площадки для осмотра, пять современных локомотивов, двенадцать новых вагонов. Путешествие проходит по самым диким и нетронутым, великолепным природным местам. Горные реки, уходящие далеко в ущелья, крутые каскады водопадов, горы, покрытые снежными шапками и горные фермы, расположенные прямо на отвесных скалах. Вас впечатлят 12 миль подъемов и спусков через 20 туннелей под наклоном 18 градусов.

Оторваться, надо сказать, невозможно. Сразу вспоминаются игрушечные железные дороги. Внизу проплывают домики с красными крышами, кирхи, сверкают и шумят речки. Зелень такая яркая, как будто ее сатурили в фотшопе пять маргулисов. Воздух чистейший до звона. В общем, — там была сказка!

Стоимость поездки на Фломсбана — 45 евро для взрослого.
Протяженность Flamsbahn — 20,20 км
Перепад высот — 863,5 м
Самый высокий вокзал — 865,5 м н.у.моря
Нижний вокзал — 2,0 м н.у.моря
Самый большой подъем — 55 ‰ — 1:18
Самый маленький радиус — 130 м
Ширина колеи — 1435 мм
Макс. скорость — 40 км/ч
Время в пути — 60 мин.
туннелей — 20
мостов — 1
Водные туннели — 4
остановок — 8

Где-то почти в середине пути поезд останавливается у огромного водопада, начинает играть музыка и туристам показывают сценку "женщина-тролль". Она вроде как появляется то там, то здесь, то среди развалин какого-то строения (дааа, ну конечно же, замка!). Водопад — просто страшная, чудовищная сила. Вода так бурлит, ее столько, она падает с такой высоты! Все туристы в брызгах, довольные.

Это хюльдра. В норвежском фольклоре — нечто среднее между троллями и "скрытым народцем" (huldrefolk), хранительница леса, внешне похожая на красивую девушку, только с коровьим хвостом, который, впрочем, обычно прятался от чужих глаз. Хюльдры, как говорят, отличались коварством. Они заманивали мужчин в чащу и соблазняли. Если потом оставались довольны, то могли наградить, в противном случае — мстили. В более позднее время, уже с принятием христианства, считатьлось, что иногда они выходили замуж на людей, при венчании хвост отпадал, и дальше они жили как обычные люди, в общем-то. Но если муж плохо обращался с такой женой, то она его наказывала.

Водопад Чосфоссен (Kjosfoss) находится на высоте 669 метров над уровнем моря и своей энергией питает железную дорогу Фломсбана.

Дальше приезжаем на станцию Мюрдаль. Для туристического маршрута это конечная. Но поезда идут и дальше, до Бергена и из него во Флом. Вполне юзабельная железная дорога, то есть.

Мы же вылезли и пошли гулять вдоль горной речки, к водопадам и дальше вдоль обрыва.
Там Дима и набрал от полноты чуйств камней, которые до сих пор занимают почетное место у нас на полочке. Мало того, они положили начало маленькой традиции — теперь Дима долбит грунт на всех возвышенностях, которые его впечатляют и тащит это домой 🙂
Погуляв по окрестностям, пошли на станцию, чтобы не опоздать на поезд обратно.

Добрались до Флома за несколько часов до назначенного часа встречи группы. Пошли вдоль набережной в поисках приключений. Нашли стоянку маленьких весельных лодочек, сдающихся в прокат. Взяли такую лодку, нам выдали два спасжилета. На наш вопрос: а это что, обязательно? нам ответили: это в ваших же интересах.
Ну, ладно... А то вдруг и правда... Глубина фьордов — сотни метров. А вдруг там живет фьордское чудовище? Пусть же подавится спасжилетом, если захочет нас съесть!
Вот так, как маленькие оранжевые пУгалки, мы и поплыли... Лодку, надо сказать, дали нам поганенькую, со сломанной уключиной. Весло все время соскакивало. Так что несмотря на все Димины старания, в открытый океан уплыть нам не удалось 🙂 Доплыли только до водопада. Дима полез купаться. Я попробовала воду и осталась сидеть в лодке. Купаться во всех попадающихся водоемах — это был такой хинт поездки у моего мужа. Проезжающие по дороге велосипедисты ободряюще кричали и показывали большой палец — вода ледяная, только что была снегом несколькими сотнями метров выше по горе. После водных процедур вернулись сначала на набережную, а потом и к своей группе и выдвинулись обратно в Гейло.

Аурландфьорд — рукав самого длинного в мире фьорда — Согнефьорда.

Фьорд (также фьёрд, фиорд) (норв. fjord) — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.
Чаще всего фьорды имеют тектоническое происхождение и возникли при резком и внезапном изменении направления движения тектонических плит со встречного на противоположное. В результате этого, на краях плит, уже сжатых предварительным встречным движением, образуются многочисленные трещины и разломы, которые заполняются морской водой. В этом случае фьорд может иметь значительную глубину, до 800 метров. В ряде случаев возникновение фьордов является результатом обработки ледниками (в эпоху четвертичного оледенения) речных долин и тектонических впадин с последующим затоплением их водой.
В мире наиболее известны четыре фьордовых района, расположенные на западных побережьях Норвегии, Чили, Южного острова Новой Зеландии и Северной Америки от залива Пьюджет-Саунд (шт. Вашингтон) до Аляски.
Благодаря своей красоте и живописности — вздымающиеся прямо из воды скалы, покрытые густой растительностью горы, снежные вершины — фьорды пользуются заслуженным интересом у туристов всего мира.


Продолжение поездки: Часть 6 — Гейло — Осло

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *