Главная достопримечательность Кордовы — большая мечеть (мескита) или, как ее еще называют, мечеть-собор. Такое название обусловлено тем, что мечеть, построенная 12 веков назад и ставшая олицетворением власти ислама на Иберийском полуострове, была много раз реконструирована христианами, которые попытались сделать ее похожей на христианский храм.
Место для строительства мечети было выбрано не случайно. Сначала там стоял римский храм бога Януса, затем храм вестготов, остатки которого можно видеть и сейчас.
Сама мечеть строилась в три этапа, с середины VIII века по начало XI века. Первое здание мечети построил Абд ар-Рахман I; Абд ар-Рахман II, Аль Хакам II и Аль Мансур значительно расширили мечеть. Ее считали одним из самых грандиозных религиозных памятников арабского мира, она возвышалась над городским ансамблем Кордовы, где были десятки других мечетей.
В 1236 году, после взятия города христианами и бегства мусульман в Северную Африку, король Фердинанд III, прозванный Святым, приказал превратить ее в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню.
С башни, на которую ведет крутая лестница, открывается прекрасный вид на окрестности города. С башни можно возвратиться в Апельсиновый двор (Patio de los Narangos)— замечательный памятник садового искусства, развиваемого на протяжении многих веков. Пальмы во дворе были посажены в XIII веке, апельсиновые деревья в XV веке, а оливковые деревья и кипарисы — уже в XVII веке.
На Апельсиновом дворе верующие совершали омовение в фонтанах, вода в которые подавалась из огромной цистерны, стоявшей по соседству.
В 1523 году архиепископ Алонсо Манрике решил выстроить внутри мечети большой собор. Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие. И хотя три года спустя, глядя на обезображенную жемчужину архитектуры, он выразил сожаление, было уже поздно. Результат получился противоречивый — роскошный собор странно выглядит на фоне утонченной восточной постройки.
Здание собора с куполом в итальянском стиле было спроектировано членами семьи Эрнана Руиса. В ансамбль современного собора входит несколько сооружений. Во-первых, это построенная на месте минарета Торре-дель-Альминар (Torre del Alminar) — Башня минарета, высота которой составляет 93 м. Попасть на башню можно через построенные уже при христианах Врата отпущения грехов — Пуэрто-дель-Пердон (Puerta del Perdon), выполненные в стиле мудехар.
Чудо исламской архитектуры — молитвенный зал, насчитывающий 850 колонн, сверкающих разными цветами (красный, белый, голубой, фиолетовый) и выполненных из мрамора, гранита и яшмы. Арки и колонны зала создают удивительный зрительный эффект.
Часть колонн была перенесена из римских и вестготских зданий.
Богато украшенный мрамором Михраб (Mihrab), обращенный к Мекке, находится в противоположном конце молитвенного зала (по отношению к входу), здесь хранился позолоченный Коран.
Мозаичные панно из голубого и розового мрамора были подарены императором Константином VII халифам Кордовы. Потертые плиты на полу указывают то место, где паломники совершали семь кругов, передвигаясь на коленях.
Первую христианскую капеллу во дворе мечети — Капилья-де-Вильявисьоса (Capilla de Villavisiosa) — строили мастера-мудехары, ее возведение относится к 1371 году.
Хор кафедрального собора был оборудован сиденьями с резьбой в стиле чурригереско работы Педро Дуке Корнехо. (